Пока на федеральном уровне не утихают споры по поводу Стратегии-2020, в Белгороде пошли дальше и обсуждают социально-экономическое развитие области до 2025 года.
В минувшую пятницу региональную стратегию презентовали руководителям крупнейших предприятий и организаций, которым предстоит воплощать амбициозные планы в жизнь. Документ насчитывает почти 250 страниц. В нем оцениваются стартовые условия, экономический потенциал и социальный вектор региона, обосновывается выбор целевого сценария развития. Директор Института государственного и муниципального управления, член рабочей группы Александр Маматов отмечает, что стратегия предполагает принципиально новый путь развития.
В области существует три основных кластера: горно-металлургический, строительный и агропромышленный, - говорит он. - Каждый из них будет развиваться и функционировать на основе инновационных технологий.
Объединение усилий исполнительной власти, органов местного самоуправления и предпринимателей по реализации кластерной политики - такую задачу ставят перед регионом разработчики. При этом, как подчеркивает вице-губернатор Олег Полухин, стратегия позволит определить критерии эффективности органов власти на всех уровнях - от сельского поселения до правительства региона.
- Существуют два подхода к написанию региональных стратегий, - отмечает первый проректор белгородского госуниверситета Татьяна Давыденко, возглавившая команду разработчиков. - Первый основан на приглашении известных консалтинговых компаний - как сделали в Курской области. При втором варианте работу курирует департамент экономического развития, как было в Липецке. Нашу стратегию готовили ученые университета совместно с департаментами и управлениями областного правительства.
По мнению экспертов, по социально-экономическому уровню Белгородская область в 2025 году будет сопоставима с развитыми странами. При этом ставка делается не только на внутренние ресурсы, но и на инвестиции, в том числе иностранные. Предполагается неуклонное наращивание объемов поставок сельхозпродукции в регионы России и за рубеж. При этом валовый региональный продукт за 17 лет вырастет в 3 раза, объем промышленного производства - в 2,7, реальные доходы населения - в 3,5. Доля граждан, чьи доходы ниже прожиточного минимума, составит 4 процента (сейчас - 12). Население Белгородчины вырастет незначительно - примерно на 150 тысяч. Ожидаемая продолжительность жизни к 2025 году - 75 лет.
Понятно, что постиндустриальное общество невозможно построить без опоры на бизнес-структуры. К 2025 году доля экономики знаний в ВРП должна вырасти до 20 процентов, удельный вес инновационной продукции - почти в 6 раз. Если сегодня доля занятых в малом и среднем бизнесе - 21 процент, то в 2025 году, по мысли экспертной комиссии, достигнет 40.
- Если сейчас доля среднего класса составляет 20 процентов населения, то через 17 лет она вырастет с до 50-55 процентов, - говорит Александр Маматов. - Количество жителей, которые могут совершать международные туристические поездки, увеличится почти в 5 раз, владельцев легковых автомобилей - в 3,4.
Правда, в кулуарных разговорах многие приглашенные специалисты были сдержаннее в оценках, чем на открытом заседании.
- Вектор развития обозначен правильно, но разработчики стратегии не учли мировые тенденции, - пояснил один из них. - Белгородчина - не "заповедник", где тишь и благодать даже на фоне всеобщего финансового кризиса. Боюсь, что и нам не избежать сокращения инвестпрограмм и дефолтов компаний. Что касается радужных прогнозов, то они сильно напомнили намерения Хрущева построить коммунизм за 20 лет и заверения Горбачева, что в 2000 году каждая семья будет проживать в отдельной квартире.
Авторы стратегии парируют: они учли риски, связанные со вступлением России в ВТО, обострением конкуренции и ростом инфляции. Предусмотрели и другие факторы - динамику цен на железную руду, технологическое отставание, нехватку трудовых ресурсов и проблемы с инфраструктурой.
По словам первого замруководителя аппарата губернатора Виктора Зотова, экспертная комиссия готова вносить в Стратегию корректировки до ее принятия областной Думой.