07.10.2008 02:00
Экономика

Внешэкономбанк готов помочь Инвестфонду в распределении средств

Внешэкономбанк готов стать консультантом по распределению средств Инвестфонда
Текст:  Сергей Зыков
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4766)
Читать на сайте RG.RU

Средства Инвестиционного фонда работают не "в полную силу", считает начальник управления методологического обеспечения проектов государственно-частного партнерства Центра ГЧП Внешэкономбанка Михаил Перевозов.

Вчера за "круглым столом" в Торгово-промышленной палате эксперты попытались найти выход из сложившейся ситуации.

В последнее время часто говорят о том, что главным консультантом по распределению средств Инвестфонда правительство назначит один из крупных государственных банков. Участники "круглого стола" пришли к выводу, что такое решение вряд ли сильно облегчит жизнь регионам, нуждающимся в инвестициях.

Сейчас для того, чтобы добиться привлечения инвестиций, регионам приходится проходить через целый ряд процедур, доказывая, что тот или иной проект является наиболее привлекательным. Государству просто необходим институт консультантов по оценке привлекательности того или иного проекта. Перевозов полагает, что лучше всего с этой задачей может справиться не банк, а серьезные консалтинговые компании, просчитывающие все возможные риски. Тем не менее ВЭБ готов стать "консультантом по Инвестфонду".

Господдержка из Инвестиционного фонда проходит в трех форматах: прямое софинансирование проектов, участие в акционерном капитале компании, которая будет заниматься тем или иным проектом, и система госгарантий. Ранее предполагалось, что государство будет финансировать бизнес-проекты стоимостью не менее 5 миллиардов рублей в течение пяти лет. Частный инвестор должен будет вложить минимум 25 процентов средств. Рентабельность проекта должна составлять не менее 4 и не более 11 процентов. Однако теперь необходимо сделать ряд корректив, что и поручено министерству регионального развития.

Схему привлекательности инвестирования для частного бизнеса Перевозов раскрыл на конкретном примере. Представим, что если муниципалитету необходимо отремонтировать больницу, обходящуюся, скажем, в сто рублей содержания ежемесячно. Такие средства у муниципалитета есть, но (условно) тысячу рублей на ремонт найти невозможно. В этом случае на определенных условиях и привлекается частный бизнес. Больница ремонтируется. Муниципалитет продолжает тратить эти сто рублей, но в связи с модернизацией эксплуатация отремонтированной больницы обходится дешевле на 20 рублей. Именно эти средства и идут на покрытие инвестиций частному бизнесу. Такие схемы для бизнеса являются достаточно привлекательными. Само участие в подобном соглашении является гарантией надежности его дела. "Государству это тоже выгодно, - пояснил представитель ВЭБа, - так как оно получает сбалансированную гарантию от рисков".

Впрочем, проблем еще предостаточно. Как пояснил управляющий партнер юридической фирмы Альберт Еганян, трудности у регионов возникают в большинстве случаев тогда, когда происходит комплектование заявки на инвестиции. Более того, согласно его данным представителей бизнеса настораживает то, что исполнение соглашений не всегда проходит должным образом. Несмотря на достаточную прозрачность, юридические схемы оформления инвестпрограмм очень громоздки. И ситуацию надо исправлять в самое ближайшее время. Участники дискуссии полагают, что после упрощения процедур определения привлекательности инвестпроектов частный бизнес активнее подключится к финансированию инициатив регионов.

Инвестиции Банки ВЭБ.РФ