08.10.2008 03:00
Общество

Благотворительностью в России занимается каждый второй человек

Как россияне понимают благотворительность
Текст:  Адиля Зарипова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4767)
Читать на сайте RG.RU

Можно ли подсчитать доброту и щедрость? Отрицательный ответ кажется очевидным. Однако специалисты международной благотворительной организации Charities Aid Foundation (CAF) решили с ответом не торопиться и провели опрос, в котором поинтересовались у россиян, как часто те выступают в роли благотворителей и что именно они готовы делать ради других.

Первые результаты подсчета добрых дел были озвучены на пресс-конференции "Сколько благотворительности в России и выживет ли она в условиях кризиса?"

- Экономический кризис заставляет руководителей организаций больше думать о собственном спасении, нежели о помощи нуждающимся, - поделился с журналистами директор CAF Джон Лоу. - Поэтому важно знать, в какой мере третий сектор может рассчитывать на сознательность бизнесменов и в какой - на доброту простого человека.

Чтобы подсчитать количество доброты, россиян просили заполнить анкеты или ответить на несколько вопросов по телефону. Правда, рассказать о собственном вкладе в благотворительность могли лишь жители городов с населением больше 500 тысяч человек, ведь в деревнях и поселках людям гораздо сложнее приобщиться к работе НКО или поучаствовать в благотворительной акции. Однако, что ни говори, но даже в самом маленьком городке найдется место для благотворительности, ведь к этому понятию россияне относят и поданный уличному музыканту рубль, и пожертвования в церкви, и даже помощь заболевшему соседу - иными словами, все, что мы делаем ради пользы окружающих.

- В таком отношении к благотворительности нет ничего страшного, - уверена директор CAF-Россия Мария Черток. - Да, в Великобритании в месяц 54 процента жителей жертвуют деньги некоммерческим организациям, но и в России их 32 процента. Пусть россияне не всегда отдают средства фондам или организациям и чаще предпочитают передать их лично в руки нуждающимся, пусть они жертвуют десять рублей, а не несколько тысяч. Главное, люди хотят помогать друг другу, это значит, у благотворительного сектора есть возможности для развития.

В течение прошлого года 46 процентов россиян расстались с деньгами в пользу других. Вещами помогли нуждающимся 44 процента, а 26 процентов пожертвовали временем ради доброго дела. Фондам и организациям жители нашей страны не доверяют, в два раза чаще они предпочитают личную помощь пожертвованиям через НКО. Бывает и так, что люди, которые хотят помочь по мере сил, но большую сумму пожертвовать не могут, просто стесняются обращаться в фонд. 45 процентов опрошенных признались, что за июнь - месяц перед опросом - смогли отдать нуждающимся не больше 500 рублей.

Участники опроса рассказали еще и о том, кому они помогают в первую очередь и чем занимаются общественные организации, с которыми готовы сотрудничать россияне. Оказалось, что 41 процент россиян не могут остаться равнодушными к страданию детей и проблемам молодежи, 21 процент в течение прошедшего года оказали помощь жертвам катастроф, 16 процентов охотно жертвовали на нужды церкви. На защиту животных свои деньги отдали 12 процентов опрошенных, а защиту окружающей среды поддержали только 7 процентов. Меньше всего, по мнению рядовых благотворителей, в помощи нуждаются искусство и культура - ради их поддержки и развития со своими кровными расстались только 5 процентов опрошенных.

На первый взгляд результаты исследования кажутся неправдоподобно радужными. Трудно представить себе, например, что каждый четвертый житель нашей страны охотно жертвует своим временем ради блага других. Правда, нужно учесть еще и то, что порой люди сначала заявляют: "Да, я волонтер" - и только потом спрашивают: "А что это?". Слишком мало россиян пока хорошо понимают, что представляет собой труд ради благотворительности, считает Мария Черток: "В нашей стране немало людей, которые хотели бы отдавать свое время и силы, помогая нуждающимся, но с такими людьми нужно уметь работать. Не заставлять их мыть полы или наклеивать марки, а занимать чем-то интересным.

Соцзащита