В городе Асбест Свердловской области пьяный водитель сбил пятиклассницу. История щемящая, но, к сожалению, трагически обычная. Ирония судьбы состоит в том, что шофер оказался офицером ГИБДД, а девочка - победительницей конкурса на знание Правил дорожного движения. Доблестный страж порядка на дорогах даже не остановился. На вопрос, почему скрылся с места происшествия, ответил просто: "Испугался".
Убить нищеброда
Пост под названием "Старух надо давить, не останавливаясь", вывешенный во Всемирной паутине, уже почти неделю входит в тридцадку самых обсуждаемых.
В нем рассказывается об одном дорожном происшествии, свидетелем и участником которого был автор записи в ЖЖ.
- Ехал я недавно по пустынной улочке на мотоцикле, - надо признать, не без литературных способностей излагает свою историю некто Blacky (the_blacky). - Скорость километров 60, скоро поворот, и я уже оттормаживался, передо мной метрах в 20 ехала "ауди" с примерно такой же скоростью. Вдруг ярко-алым вспыхнули огни, и задница "ауди" стала стремительно приближаться ко мне. В салоне "ауди" были открыты подушки безопасности, ощутимо тянуло дымом от пиропатрона, а перед капотом лежала бабка. "Садись в свой драндулет и у...езжай отсюда. Мухой. Я ничего не видел". Поехал и я домой.
Тупорылая корова, которой все равно не через год, так через пять уже пора на кладбище, могла бы, если бы не моя сознательность, серьезно испортить жизнь парнишке. Бабке-то от того, что он подкормит ментов, легче не станет, да и от того, что он присядет на нары, тоже.
Благо, обладая знаниями российских законов, я легко оценил, что правил парнишка не нарушал, ехал нормально, не летел, "бухлом" от него не пахло.
Вот так, просто и внятно. Из жесткой дискуссии блогеров доказательно следовало, что на дорогах у нас действительно идет настоящая война с физическим уничтожением противника, которого предлагается "брать на колесо" или "взрывать в его консервной банке на колесах". И хотя по кровопролитности она уступает конфликтам с участием "градов" и бомбардировщиков, по нравственному увечью в обществе губительна не меньше. Потому что, как любая война, порождает какие-то особые нормы отношений. К примеру, в этой системе координат нормально назвать пожилую женщину, попавшую под колеса новенькой "авдюхи", "тупой коровой". Нормально уехать с места ДТП, не вызвав "скорой". Нормально треснуть железной битой по капоту автомобиля только потому, что он стоит на привычной тропе к пивному ларьку. Как говорится, на войне как на войне.
Интернет распался на два лагеря. К счастью, не по признаку наличия или отсутствия собственных колес. Одни, в это трудно поверить, рукоплескали Blacky, который "спас парнишку". Другие проклинали его, потому что бросил сбитого человека без помощи. Однако и тех и других, так же как и злополучного инспектора из Асбеста, объединяет страх перед "разборкой в ГИБДД": в справедливость закона не верят ни праведники, ни грешники.
- Ты знаешь, что такое встреча с дознавателем? - ополчилась на меня знакомая с большим опытом вождения. - Домой я ехала ночью. Откуда взялся пьяный придурок на Минском шоссе вдали от перехода, ума не приложу. Задела я его легонько. В аптечке порылась, достала бинты. Еле сдерживая тошноту от жуткого запаха, посадила на заднее сиденье. Вызывала милицию. Попыталась "поймать" свидетелей - никто не хотел вмешиваться. Ты не представляешь, сколько потом из меня менты крови выпили. А бомж оклемался и потопал восвояси. Поэтому я понимаю человека, которому захотелось смыться. Но только захотелось! Возраст, социальное положение, внешний вид того, кто попал под машину, не имеют значения. Это чей-то отец или мать. К тому же есть статья 125 УК РФ. Оставление в опасности.
Апофеоз войны
Апофеоз дорожной войны нарисовал другой интернет-житель. После правки его высказываний на предмет ненормативной лексики получилось следующее:
- Вас послушаешь, на дорогах настоящий кармагеддон. Давайте ездить на тачках, сбивать этих тупых нищебродов, дробить им кости, ездить по их трупам и быть правыми. Ведь нищеброды сами кинулись под машину. Нас не должны интересовать детали - ведь мы на нашей территории едем по нашей дороге, а кто на нее сунется, тому смерть.
Еще Стендаль говорил о том, что дорога - это слепок нашей жизни, только гораздо более рельефный. Психологи тоже не склонны сужать проблему отношений между пешеходами и водителями до профессионально-этической.
- В дорожных конфликтах, как в зеркале, отражается социально-психологический климат в обществе, - решительно расширил тему профконфликта заведующий кафедрой психологии личности психфака МГУ Александр Асмолов. - Дорога - один, хотя и очень яркий индикатор той тяжелой атмосферы, которая в нем складывается. Мы, это уже ясно видно, выбираем главным вектором своего развития вектор так называемой полезности. С плюсом оценивается только то, что полезно, а с минусом - что бесполезно... Тогда к последнему спокойно можно подгрести и старушку, "которой все равно скоро на кладбище".
К сожалению, из двух вариантов, предложенных нам современностью - культурой полезности и культурой достоинства, - мы выбрали полезность. А это логика "дашь на дашь". В этой культуре принято обсуждать не ценность человека, а его цену. Между тем пресловутое потребительское отношение к жизни хочешь не хочешь ведет к деградации: нравственной, моральной, социальной и психологической. Поэтому, когда один такой жрец полезности сбивает пожилую женщину, а другой советует ему по-тихому смыться и общество не однозначно по отношению ко всему происшедшему, кризис морали на лицо. Потребитель оставит без помощи и старушку (которая, по его логике, бесполезна), и ребенка, и взрослого отца семейства, и такого же "молодого парнишку на "ауди", - ему без разницы, лишь бы не отвечать за содеянное, выгородить себя. Человеческая жизнь не в счет, когда речь идет о собственных комфорте и перспективе.
Рабы полезности
Известный психолог с сожалением констатирует, что тот средний класс, который все так долго ждали и лелеяли, возлагая на него сверхзадачу возрождения страны, как капризный заласканный ребенок, понабрался малоприятных манер и мыслей. Скажем, Blacky, комментируя обвинения в свой адрес, и впрямь чувствует себя свехчеловеком:
- Причина этих воплей, конечно, зависть. Менеджеров, которые лишний раз боятся нарушить должностную инструкцию или тем или иным образом повести себя как мужчина. Для этого нужно быть смелым, решительным, умеющим идти наперекор общественной морали.
Достоевский с его зацитированным "Тварь ли я дрожащая или право имею?" просто отдыхает. И старушка-процентщица к месту: никому не нужная, глуховатая, может быть, из дурно пахнущих бомжих. Как будто специально ждала за поворотом, чтобы перебежать дорогу в неположенном месте и дать высказаться супермену на мотоцикле.
- Беда в том, что у нынешних героев в отличие от героев Достоевского нет сомнений, - говорит Асмолов. - Я бы не стал приписывать явление, которое мы обсуждаем, к феномену Раскольникова. Тот испытывал жесточайшие муки совести: и до, и после. Да и персонажи Достоевского, как правило, люди если не с больной психикой, то с очень глубокими психологическими проблемами. Здесь все гораздо хуже, потому что нет мук совести, все предельно ясно и логично, только голое теоретизирование и поза. Это иная симптоматика: при нормальной психике - иной, отличный от человеческого взгляд на жизнь и жесткий бездумный прагматизм. Страшно то, что логика "вокруг одно быдло, а мне все дозволено" принадлежит представителям растущего в нашей стране среднего класса. Наши ожидания и надежды на социальный слой, который держит на плаву Европу, оказываются не вполне реалистичными. К сожалению, наш мидлкласс лишен в эмоциональной и интеллектуальной шкале ценностей оценки достоинства по отношению к другим людям. Это рабы полезности. А это обязательно приведет к некоторым существенным потерям в личностном плане. Если "сливки" такого качества, то что же говорить о "молоке". Мы живем в ситуации кризиса морали. Главная его причина - потеря цензуры в себе самих. Пока мы ее не восстановим, можем добиваться каких угодно экономических высот, строить средний класс и откармливать его, но все равно превратимся в племя нелюдей. Посудите сами, разве могут быть случайными такие совпадения: девочку сбивает на переходе человек, который, может быть, и вручал ей приз за отличное знание дорожного движения? Михаил Булгаков, который знал толк в таких вещах, говорил, что случайно даже кирпич на голову не упадет. Это знак.
Александр Иличевский, писатель:
- Считаю, что причина этой ситуации - не какие бы то ни было "войны на дорогах", а недоверие к суду. В этом все дело. А слова эти всякие про "тупых коров" лишь эмоции. Если бы в обществе была вера в независимый суд и справедливое его решение, если бы Закон и его применение имел в обществе уважение, а не был бы зачастую так податлив воле кого угодно, только не присяжных заседателей, то таких ситуаций бы не было.
Я лично стараюсь пешеходов всегда пропускать, другое дело, что сам ритм движения не всегда позволяет это сделать - подтормаживая, приходится внимательно смотреть в зеркало заднего вида - как бы в тебя кто не впилился. У нас, к сожалению, невежливых пешеходов не меньше, чем невежливых водителей. В Москве есть места, где сутки напролет толпы людей идут на красный свет, а водители еле успевают сделать левый поворот. Еще и пнуть и плюнуть на капот могут. Так что все хороши.