Правила страхования автогражданской ответственности привели в соответствие с законами. Пункты правил, касающиеся упрощенной системы оформления аварии, начнут работать с 1 марта следующего года. Соответствующее постановление правительства сегодня публикуется в "РГ".
Напомним, что еще в декабре прошлого года был принят закон о введении в России новой системы работы автогражданки: он устанавливал введение европротокола и упрощенной системы оформления аварии. С 1 марта этого года были внесены все необходимые изменения в правила ОСАГО. Согласно новшеству автовладельцы в случае аварии смогут оформлять полис на месте без вызова сотрудников ГИБДД, но лишь тогда, когда в аварии участвовали только две машины, нет пострадавших и сумма ущерба не превышает 20 тысяч рублей. Также при тех же условиях водитель сможет обратиться за выплатой в свою страховую компанию, а не разыскивать ту, у которой оформлен полис другого участника аварии.
Первоначально предполагалось, что эти поправки вступят в силу с 1 июля. Однако позже сроки были перенесены на 1 марта следующего года. Сами страховые компании заявляли о том, что для работы по новой системе не хватает ни информационной базы, ни законодательной. Например, до сих пор не внесены необходимые поправки в Налоговый кодекс. А по ныне действующему получается так, что страховые выплаты по ОСАГО, если их заплатит прямой страховщик, облагаются налогом. То есть считается, что пострадавший в аварии получил прибыль, а не возмещение ущерба.
Теперь правительство России скорректировало правила, отодвинув сроки вступления в силу некоторых пунктов на 1 марта следующего года. К дню, когда в нашей стране заработают и упрощенная система оформления ДТП, и прямое возмещение ущерба.
Еще одна новация этого документа касается "зеленой карты". То есть страхового полиса, который принимается во всех странах, входящих в европейское страховое сообщество. Имея такую страховку, человек может спокойно передвигаться по Европе за рулем, и ни на одной таможне от него не потребуют приобрести полис местной "автогражданки". Недавно и Россия присоединилась к этой системе. Правда, пока на условиях, которые можно назвать тренировочными. Понятно, что пока наш полис ОСАГО для поездок за границу не годится. Все равно перед выездом придется покупать полис международного значения зеленого цвета. Но если до сих пор его можно было приобрести только у представителей иностранных компаний, то теперь эти полисы будут продавать и наши отечественные компании. Причем по той же цене, по которой его предлагают иностранные страховые компании.
В дальнейшем, когда нашу страну примут в это страховое сообщество на тех же условиях, на которых работают его основные участники, нашему водителю не понадобится покупать два полиса "автогражданки" - для внутреннего пользования и для поездок за рубеж. Примерный срок стажировки в этом сообществе - около трех лет. После чего страна может получить право выдавать международный полис единого образца, который будет легитимным как на отечественных дорогах, так и на европейских трассах.
Еще одна новость, заложенная в публикуемом сегодня документе, окажется важной для иностранных гостей, приезжающих в Россию за рулем своего автомобиля. С 1 января им будет достаточно иметь с собой "зеленую карту". До сих пор, если человек приезжает к нам из-за рубежа, то на границе ему требовалось приобрести наш российский полис ОСАГО. Как, например, нашему гражданину, если он едет на Украину, перед пересечением границы также нужно купить их полис.
С 1 января таможня будет впускать в страну гостей на собственных машинах, не требуя покупки нашего отечественного продукта страхования, если у гостя есть "зеленая карта".