07.10.2008 02:59
Происшествия

На Кубани бывший милиционер, сбивший девятилетнюю девочку, получил три года колонии-поселения

Чтобы выявлять милиционеров, нарушающих правила на дорогах, при ГУВД края создали даже специальное подразделение
Текст:  Татьяна Павловская (Краснодарский край)
Российская газета - Кубань-Кавказ: №0 (4767)
Читать на сайте RG.RU

Вынесенный Кущевским районным судом приговор по делу бывшего милиционера Александра Дрижики, получившего три года лишения свободы за наезд на девятилетнюю девочку, дает обильную пищу для размышлений.

Судебный процесс в Кущевской стал одним из самых громких за последнее время ("Дело под колесами", "РГ" от 7 октября 2008 г.).

Позавчера к 15 часам у здания райсуда собрались журналисты федеральных и краевых СМИ. Чуть в сторонке, в окружении родных, стоит подсудимый. На репортеров он старается не смотреть. Кстати, внимание СМИ к данному делу свидетельствует о том, что в обществе назрел протест против безнаказанности стражей правопорядка, для которых лихачество на дорогах становится нормой.

Ведь тот же Дрижика, в бытность своей службы в милиции, был лишен прав за управление автомобилем в нетрезвом виде, но под прикрытием погон продолжал садиться за руль. В июне прошлого года на отцовской машине он сбил девятилетнюю девочку. В начале сентября Таня Задоя от полученных травм умерла. Уголовное дело, возбужденное по факту ДТП, сначала расследовала местная милиция, закрыв его "за отсутствием состава преступления". Прокуратура отменила постановление, направило дело в следственный комитет, и оно все же дошло до суда. Процесс шел долго и завершился оправдательным приговором.

Именно он и взорвал общественное мнение. На десятках Интернет-сайтов началось бурное обсуждение. Люди приводили массу примеров "круговой поруки", уводящей от ответственности служителей закона. Мы попытались выяснить, сколько дорожных происшествий с участием сотрудников правоохранительных органов произошло в крае, но данные оказались засекреченными: в ГИБДД кивали на службы собственной безопасности силовых ведомств, а там ссылались на гаишников. Удалось лишь узнать, что при ГУВД края действует специальное подразделение "Беркут", которое занимается выявлением сотрудников внутренних дел, управляющих транспортными средствами с нарушениями правил. Сколько их выявили и как наказали - тоже информация "за семью печатями".

Люди, позвонившие и написавшие нам, уверены: с этим злом нужно бороться всем миром. Они подчеркивали: победить его можно только с помощью гласности. Вот почему процесс над бывшим милиционером из Кущевской стал в какой-то степени знаковым, а наказание подсудимому, - своеобразным уроком всем, кто надеется не на торжество закона, а на пресловутую "круговую поруку".

Вынесенный шестого октября приговор стал абсолютно диаметральным тому, что был провозглашен в этих же стенах 25 июня. Тогда судья полностью оправдал Дрижику, признав за ним право на компенсацию вреда за незаконное привлечение к уголовной ответственности. Теперь Ирина Вертиева признала подсудимого виновным по всем статьям предъявленного обвинения, назначив по части второй статьи 264 УК РФ три года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении с лишением на два года водительских прав. Дрижику тут же взяли под стражу. Родители и жена с ужасом смотрели, как на его руках захлопываются наручники: они, похоже, до конца надеялись на иной приговор. Мать на одном из прошлых заседаний в сердцах бросила журналистам: "Сделали из моего сына монстра!"

Судьба этого 25-летнего, красивого и сильного, парня действительно могла сложиться совсем иначе. На суде было оглашено, что он дважды по полгода находился в командировке в Чеченской Республике, у самого растет ребенок. Вот почему так важно, чтобы урок кущевской трагедии усвоили все. В прошлом году в результате ДТП погибло 33 тысячи россиян. В стране самая страшная дорожная статистика и самое мягкое наказание. За 10 лет на дорогах погибло 300 тысяч человек - получается, целый город мертвых. Лихачество стало нормой, и редкий водитель притормаживает перед знаком "Пешеходный переход" или обращает внимание на знаки, обязывающие снизить скорость. Вот и Дрижика говорит, что он их попросту не заметил...

Адвокат осужденного уже заявил, что намерен обжаловать приговор. В общем, точка в этом деле еще не поставлена. В квалификационной коллегии краевого суда ждет рассмотрения жалоба Клавдии Задоя, матери погибшей девочки, поданная ею на судью Сергея Шаповалова (именно он вынес тот самый оправдательный приговор). Так что от этого громкого дела пошли большие круги по воде. "Спасибо журналистам, - говорит Клавдия Георгиевна. - Без их поддержки никогда бы я не добилась справедливости".

Вся станица следила за историей, которая, отметим, заметно подняла авторитет местной прокуратуры, изначально принявшей сторону несчастной матери. Люди поверили в закон и справедливость, а Кущевский районный прокурор Юрий Закройщиков вчера в беседе с Клавдией Георгиевной сказал, чтобы посоветовала землякам не бояться и идти за защитой в прокуратуру. Там обещают отстаивать попранные права людей, невзирая на чины и звания обидчиков.

Мнение

Ирина Киракозова, председатель женской общественной организации "Вера" (Армавир):

- Кущевская история потрясла всех. Мы с женщинами не раз ее обсуждали и говорили о том, что наводить порядок на наших дорогах нужно всем миром. Ведь безответственность, как известно, приводит к безнаказанности. И примеров тому масса. Адвокату нашей общественной приемной пришлось в течение нескольких лет вести дело по случаю ДТП, в котором водитель сбил на обочине двух ребятишек. Мать в одиночку вряд ли бы добилась справедливости, а общими усилиями это удалось сделать.

Замечу, на армавирских дорогах стало меньше лихачей. Раньше пешеходы с опаской шли даже по "зебре", а теперь водители четко соблюдают правила. За сложными участками ведется видеонаблюдение: это дисциплинирует не только водителей, но и пешеходов. Что касается ДТП со смертельным исходом, то убеждена - наказание виновным нужно ужесточить, чтобы другим не повадно было впредь нарушать правила движения.
 

Суд Краснодарский край Кубань. Северный Кавказ