На приграничной станции Туманган в Северной Корее состоялась презентация проекта реконструкции Транскорейской магистрали на участке Хасан-Раджин. В составе российской делегации был и корреспондент "РГ".
Это часть глобального проекта по восстановлению Транскорейской железнодорожной магистрали, которая пройдет от Пусана через Сеул и далее по территории Северной Кореи (Кэсон-Пхенсан-Вонсан) с выходом на Транссиб через погранпереход Туманган-Хасан. Это будет самый короткий железнодорожный путь из Юго-Восточной Азии в Европу.
Начало путей
На презентации присутствовали заместитель министра иностранных дел России Алексей Бородавкин, президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, губернатор Приморского края Сергей Дарькин, министр железных дорог КНДР Чон Гиль Су, а также представители высшего партийного руководства Северной Кореи и дипломатических миссий. Состоялась укладка первого звена четырехполосной колеи. Таким образом, началась модернизация Транскорейской магистрали, идущей к северокорейскому порту Раджин.
Сделан практический шаг на пути выполнения озвученных в Москве еще в августе 2001 года президентом России и лидером Северной Кореи договоренностей о создании нового железнодорожного коридора, соединяющего Корейский полуостров с Россией и странами Европы. Все эти годы, несмотря на непростое развитие обстановки на полуострове, российская и корейская стороны вели работу над проектом. Проводились инженерные изыскания в Северной Корее, разрабатывались проектные решения, велись переговоры, в результате которых и принято решение о восстановлении Транскорейской железной дороги и строительстве в Раджине контейнерного терминала.
Дешевле и короче
Это строительство важно и для железных дорог, и для экономик стран, вовлеченных в проект. Прогнозируемые объемы перевозок по Транскорейской магистрали к 2010 году могут составить 4,9 миллиона тонн. А ее соединение с Транссибом создаст самый короткий в мире транзитный коридор Азия-Европа-Азия.
- Мы рассчитываем, что к 2011 году проект Раджин-Хасан выйдет на 35-процентную мощность, - сказал Владимир Якунин. - Объемы перевозок вырастут до 35 тысяч двадцатифутовых контейнеров в год. В 2012 году проект заработает на 70-процентную мощность, а в 2013 году - на 100 процентов с объемом перевозок до 100 тысяч контейнеров в год.
Сейчас грузы из Японии и Южной Кореи идут в Европу морем - это долго и дорого. Если везти контейнеры по железной дороге, можно сэкономить и время, и деньги. К примеру, грузы по железнодорожному маршруту Азия-Европа-Азия будут доставляться недели за две. В то время как морским путем - до 45 суток.
Поэтому реализация этого концептуального проекта открывает новые перспективы для международного сотрудничества. С одной только Южной Кореей товарооборот может вырасти до 30-40 миллиардов долларов.
Четырехрельсовая дорога рассчитана как на северокорейский, так и на российский стандарты. Будут уложено 54 километра новых путей, реконструированы 10 железнодорожных станций, три тоннеля, более 40 мостов и других искусственных сооружений, проведена модернизация систем автоматики и сигнализации. В результате пропускная способность участка Туманган-Раджин значительно вырастет. Ожидается, что первые составы пойдут уже осенью следующего года.
На границе потеплело
В результате реализации проекта у России появится еще один транспортный коридор в Азиатско-Тихоокеанском регион. С учетом этого планируется модернизация инфраструктуры российских железных дорог на участке Барановский-Хасан, который является связующим звеном между Транскорейской магистралью и Транссибом.
А население по обе стороны границы связывает с реконструкцией путей и порта надежды на лучшую жизнь. Какие? Об этом корреспондент "РГ" поинтересовался у хасанцев. Среди них оказались и строители из Примавтодора, укрепляющие береговую полосу пограничной реки Туманной.
- Давно надо было начать эту реконструкцию. Объявлено, что на станции начнут строить жилье, появятся объекты соцкультбыта, будет благоустроен поселок, решится проблема с безработицей, - сказал корреспонденту "РГ" один из строителей.
Большие перспективы ожидают приморцев и после реализации соглашения о развитии транспортного комплекса Приморья на 2009-2011 годы, которое подписали Сергей Дарькин и Владимир Якунин за несколько часов до поездки на Туманган.
Да и соседей по ту сторону реки, корейцев, тоже ждут хорошие перемены. Они не без основания надеются на воссоединение исторической родины.
Слово "дружба" неоднократно звучало в день презентации проекта. Кстати, потепление между сторонами российские журналисты заметили во время прохождения пограничного и таможенного контроля, который был на удивление лояльным. Некогда суровые при исполнении своих служебных обязанностей, северокорейские стражи закона открыто улыбались и охотно фотографировались на память.
Как заметил заместитель министра иностранных дел России Алексей Бородавкин, проект выходит за рамки экономики и его нельзя оценивать исключительно с позиции сиюминутной выгоды. Об этом говорил и министр железных дорог Чон Гиль Су, подчеркнув, что это событие состоялось накануне 60-летия установления дипломатических отношений между нашими странами и "внесет большой вклад в развитие дружественных отношений между КНДР и Россией".
Сергей Лелюхин, главный федеральный инспектор по Приморскому краю:
- Реконструкция 54-километрового участка Хасан-Туманган-Раджин будет способствовать развитию станции Хасан, привлечет транзитные грузы на Транссиб, а его соединение с Транскорейской магистралью даст толчок к экономическому развитию всего Дальнего Востока России. Этот регион объявлен правительством зоной стратегических интересов. Намечены крупномасштабные планы его развития, особое место среди которых отводится масштабным транспортным проектам, в том числе восстановлению железнодорожного коридора с Корейского полуострова в Европу через Россию.