08.10.2008 04:15
Экономика

Костромские банки обманывают своих клиентов

Финансовые учреждения Костромы обманывают своих клиентов
Текст:  Игорь Велетминский (Кострома)
Российская газета - Верхняя Волга: №0 (4767)
Читать на сайте RG.RU

Многочисленные нарушения Федерального закона "О рекламе" выявила в ходе проверки банков прокуратура города Костромы. Все они касаются кредитования граждан и размещения их депозитов.

По итогам проверки внесено 30 представлений, объявлено 11 предостережений, возбуждено 13 дел об административной ответственности. Размер штрафов будет определен позднее.

Прокуратура проверила 12 банков - государственных и частных. Нарушения обнаружены во всех без исключения. Они действуют не только в Костроме, но и в Буйском, Мантуровском, Шарьинском, Судиславском и Нерехтском районах. Оказалось, что банки предоставляют людям неполную или неверную информацию об условиях кредитования. В нарушение требований федерального закона реклама этих банков указывала на отдельные стороны предлагаемой финансовой услуги, однако умалчивала об иных условиях. А они-то сильно "утяжеляли" обязательства клиентов. Цель умалчивания проста - привлечь как можно больше клиентов. Только вот средства идут вразрез с законом.

Известно, что с 1 июля прошлого года Центробанк России обязал все банки сообщать клиентам всю информацию об условиях кредитования: об эффективной ставке, комиссиях, сборах, дополнительных условиях. Иначе говоря, заемщик должен знать до копейки, сколько и когда он должен будет платить по кредиту. Но вздох облегчения у заемщиков вырвался рано. Банки быстро нашли способы обойти циркуляр Центробанка. Раньше типичная, до мелочей обкатанная схема "ловли" банками клиентов выглядела так. Официально потребительский кредит выдается под рекламируемый процент. Зато в договоре записаны дополнительные поборы с заемщиков, по сумме превышающие процентные выплаты. Дело не ограничивается сбором разовой комиссии за открытие счета и выдачу пластиковой карточки. В массовом порядке в договор включаются условия ежемесячных взносов клиента - помимо, разумеется, покрытия долга по процентной ставке. Называться это может как угодно. От "комиссии за расчетно-кассовое обслуживание" до "комиссии за открытие кредита" или "за ведение кредитного досье". Устанавливаются эти суммы также по произволу банков. В результате банк догоняет свои доходы, по корпоративной терминологии, "до эффективной ставки". А она, по оценке ФАС, в два с лишним раза превышает "белую" ставку.

Сейчас обман принял новые формы. Сотрудник отдела прокуратуры Костромской области Анна Ивкова поведала о таком случае. Один из банков сообщил, что принимает вклады под 14 процентов годовых. Но когда клиент приносил деньги, оказывалось, что эта ставка распространяется только на вклады свыше миллиона рублей. На меньшую сумму действуют другие, далеко не столь высокие, проценты. Зачастую банки распространяют рекламу, которая формально содержит информацию об условиях, влияющих на сумму доходов, но на деле не может быть осмыслена клиентами. Это может быть мелкий нечитаемый шрифт, размещение телерекламы "бегущей строкой" с очень высокой скоростью. Зато заманчивые моменты подаются максимально выигрышно.

А вот еще пример "творческого" подхода к обману клиентов. Банки пользуются правовой неграмотностью населения и в договорах прописывают обязательства, которые законом не предусмотрены. Например, за открытие и ведение ссудного счета плату с клиентов брать нельзя. А в некоторых банках она доходила до 20 тысяч рублей. Или при оформлении автокредита многие банки навязывали клиентам обязанность застраховать машину в определенной страховой компании. Несомненно, имеющей "близкие отношения" с банком. В ней расценки были выше, чем в других компаниях. По информации прокуратуры, один из костромичей оформил кредит на покупку автомобиля на 260 тысяч рублей. Но с учетом всех накруток и процентов сумма к возврату составила 350 тысяч рублей.

"Фигура умолчания" применялась банкирами и для ограждения себя от возможных судебных преследований. Если клиент решал обратиться на недобросовестный банк в суд, то его подстерегали неожиданности. Как выяснилось в ходе проверки, в кредитных договорах указано, что судебные разбирательства возможны только по месту расположения банка. И, чтобы наказать филиал или представительства банка, нужно подавать иск в московский суд. Такая перспектива у многих обманутых заемщиков отбивала охоту искать справедливость у третьей власти.

Подобные нарушения происходят везде: многие жители других регионов Верхней Волги также сталкиваются с "креативностью" банков.

Справка "РГ"

Контроль за условиями кредитования осуществляют региональные управления Роспотребнадзора. В них нужно обращаться, если договор, который предлагает подписать банк, не содержит полных условий кредитования или содержит незаконные требования. Например, плату за открытие и обслуживание счета, необходимость застраховать жизнь или транспортные средства в определенных компаниях.

Банки Кострома Центральная Россия