08.10.2008 07:00
Общество

Эксперты видят в измененном состоянии сознания будущее человечества

Необычные состояния сознания расширяют возможности человека
Текст:  Юрий Медведев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4767)
Читать на сайте RG.RU

Одно из самых загадочных явлений психофизиологии - так называемые измененные состояния сознания, когда человек находится, например, в состоянии гипноза, медитации, религиозного экстаза и т.д. Что в это время происходит в его мозге? Какую роль могут сыграть подобные феномены в эволюции человека? Об этом корреспондент "РГ" беседует с ведущим научным сотрудником Института мозга человека РАН, доктором филологических наук Дмитрием Спиваком.

Российская газета: Недавно в западных СМИ появилось сенсационное сообщение, что в одной лаборатории у глубоко религиозных людей в мозге выявлена особая зона. Более того, когда они молятся, мозг работает в каком-то особом ритме. Может, это связано с тем, что верующий входит в измененное состояние сознания?

Дмитрий Спивак: Я не слышал о такой работе, так что комментировать не берусь, хотя звучит, честно говоря, странно. Теперь о том, что хорошо известно. В мозге до сих пор не было открыто никакой особой структуры или каких-то ритмов, отвечающих за религию, за духовные переживания. И мозгу нельзя навязать, скажем, определенный альфа-ритм, желая вызвать у человека религиозные переживания.

В то же время исследования в разных лабораториях мира показали, что глубоко религиозные люди лучше переносят операции, быстрее выздоравливают. Причем добиваются положительного результата без большого числа таблеток. Мы в своих работах выявили такую закономерность: чем религиозней человек, тем у него больше шансов дольше прожить, до конца жизни сохраняя активность и ясный ум. Конечно, речь идет о подлинной вере, которая составляет суть человека, его поступков.

РГ: Но почему религиозный человек быстрей выздоравливает, если, как вы сказали, в мозгу нет никаких зон религии?

Спивак: Может быть, работают другие механизмы. Например, японские ученые Касамацу и Хираи изучали с помощью электроэнцефалограмм буддистских монахов в состоянии медитации и выявили очень интересные явления. В самом начале у них более активно работали лобные доли левого полушария. То есть человек отдавал себе отчет, что он делает, может быть, вспоминал слова молитвы. Важно подчеркнуть, что при этом в мозге усиливались и синхронизировались альфа-ритмы. Показатель, что человек успокоился и готов к вхождению в измененное состояние сознания.

А дальше происходил быстрый сдвиг мозговой активности в правое полушарие, своеобразную "страну образов". После чего следовал провал в так называемое "океаническое чувство", когда человек теряет контроль над собой. Это похоже на переход ко сну. На данной стадии происходят необычные явления. Приборы регистрируют в мозгу появление "пачек" из десятка циклов тета-ритмов. Но самое любопытное, что именно в такие моменты и происходит озарение, знаменитое "эврика" Архимеда, когда человек решает сложные задачи, совершает открытия и даже предсказывает какие-то события и т.д. Более того, он находит в себе резервы, чтобы справляться со своими недугами.

РГ: Все это очень интересно, но какое отношение имеет к религии? Ведь речь идет о медитации, а ею может заниматься любой человек, и верующий, и атеист.

Спивак: О прямой связи этих результатов с религиозностью пока сказать трудно, но вот что любопытно. Японские ученые пытались понять, насколько глубоко погружаются в измененное состояние сознания монахи. Для этого они давали резкий щелчок, который должен был вернуть испытуемого к бодрствованию. Так вот, на мастера с опытом медитации 20-40 лет это практически не действовало, у него моментально восстанавливался тета-ритм. "Пачки" циклов как шли своим чередом, так и идут. То есть мастера не собьешь.

А вот ученик, который занимался медитацией несколько лет, мог и оставаться в глубоком погружении с тета-ритмами, а мог вернуться на стадию альфа-ритма. И уж совсем нестойкими оказались обычные люди - они возвратились в самое начало медитации.

Теперь о религиозности. В буддизме искусство медитации неразрывно связано с истинной верой. Поэтому в качестве гипотезы можно предложить, что мастер с его удивительной способностью погружаться в измененное состояние сознания еще и глубоко религиозный человек. Вера стала его сутью.

РГ: Все-таки медитация - это очень специфичный метод вхождения в измененное состояние. А вы изучали какие-то другие варианты? Скажем, экстрасенсов или людей под гипнозом?

Спивак: Мы исследовали женщин во время родов. Оказалось, что их мозг работает так же, как у человека с измененным состоянием сознания, в частности, наблюдается высокая активность в правом полушарии, активизация альфа-ритмов. Причем женщины глубоко религиозные во время родов входят в такое состояние гораздо чаще, чем нерелигиозные. Практика показывает, что они легче рожают, у них меньше осложнений.

Пока это только наблюдения, наука еще должна разобраться в данном феномене. Можно предположить, что изменение сознания позволяет легче преодолевать стрессы, и некоторым женщинам удается интуитивно в него входить. А религиозность может сделать этот путь более простым. Повторяю, это всего лишь одна из гипотез.

Но один практический выход очевиден. Можно попробовать научить женщин, которые готовятся стать матерями, входить в измененное состояние сознания, чтобы облегчить и сами роды, и весь последующий за ними пе риод.

РГ: Если измененное состояние сознания помогает и стрессы преодолеть, и болезни лечить, и в будущее заглядывать, то почему природа нас им не наделила?

Спивак: Я бы сказал, что всему свое время. Как до сих пор развивался человек? Его главная задача, как и у всех живых существ, - оставить потомство. Как говорится, отстрелялся, можешь уходить. Ты природе больше не нужен.

Но сегодня человечество подошло к некоему порогу своего развития. Объем знаний стал просто огромен. Чтобы его усваивать, а главное реализовывать себя, нам уже мало того, что дала природа. Нужно меняться, открывать в себе новые потенции. И может быть, один из вариантов будущей эволюции сейчас проигрывается на людях с измененным состоянием сознания.

Социология Наука