09.10.2008 04:00
Авто

Минтранс назвал "уткой" новость о местных тарифах при нарушениях ПДД

Новость о местных тарифах при нарушениях правил движения оказалась вымыслом
Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4768)
Читать на сайте RG.RU

Вчера разошлось сообщение о том, что якобы министерство транспорта разрабатывает проект, согласно которому региональные власти смогут самостоятельно назначать штрафы за нарушения Правил дорожного движения.

По данным некоторых неназванных источников, наказания будут устанавливать в зависимости от доходов населения в каждой конкретной местности. Компетентные источники в минтрансе и департаменте обеспечения безопасности дорожного движения назвали эту новость "уткой". Никаких таких концепций минтранс не обсуждал.

Если судить по информации, просочившейся в СМИ, то речь идет о том, чтобы ввести некую тарифную сетку, в которой размер штрафа будет варьироваться в зависимости от доходов граждан в данном регионе. Согласно такой градации в Москве штрафы должны быть самыми высокими. А где-нибудь в дотационном регионе - самыми низкими. Такую тарифную сетку можно совершенствовать бесконечно.

В некоторых сильно продвинутых странах так оно и делается, например в Финляндии или Швейцарии. Но там любое нарушение рассматривается судом. И суд определяет меру ответственности. Однако в этих странах, во-первых, активно используется видеофиксация нарушений. В этом случае ни о каком суде и речи не идет. Автоматика сама определяет размер наказания за то или иное нарушение и направляет по адресу нарушителя соответствующее постановление. А судам достаются дела, по которым автоматика не может вынести вердикт. То есть такие нарушения, которые предполагают именно судебное разбирательство. И тогда в счет идет все: и ежегодный доход, и количество детей, и участие в различных фондах помощи вымирающим коланам и прочим пандам...

Если бы у нас за каждое нарушение наказание назначалось судом, то судьи работали бы сутками, без перерывов и выходных, а гаишникам пришлось бы увеличить штат как минимум вдвое, чтобы дать возможность инспекторам присутствовать на судебном заседании.

На самом деле идея, близкая к несостоявшейся новости, была впервые озвучена на Международном конгрессе по безопасности дорожного движения, прошедшем совсем недавно в Санкт-Петербурге. Там на одном из "круглых столов" представители министерства транспорта Северной столицы предложили обсудить замысел - предоставить регионам возможность устанавливать свою собственную меру ответственности за нарушение правил остановки и стоянки. Представители питерского минтранса аргументировали это предложение тем, что штраф в сто рублей для автомобилистов города на Неве - это копейки. А проблема пробок и заторов в результате такого нарушения приносит несоизмеримо больший ущерб экономике города. В то же время в малых городах неправильно припаркованный автомобиль не так сильно мешает проезду остальных машин. Инициативу поддержали представители еще нескольких регионов. Но дальше пожелания дело не пошло. По окончании заседания эта инициатива не попала в итоговый документ.

У нас нормы КоАП и Правила дорожного движения регулируются федеральным законодательством. При этом законодательство стремится соблюсти принцип, что закон един для всех, независимо от места прописки. Чтобы отдать региональным властям право самим определять размер наказания, - не важно по одной статье КоАП или по всем сразу, - потребуется изменить основы законодательства России. А таким образом можно дойти и до полного бреда: пусть у нас в каждом регионе будет не только своя собственная ответственность за различные нарушения, но и свои собственные Правила дорожного движения.

ПДД Минтранс