09.10.2008 04:09
Общество

Ставропольские педиатры лишены возможности помогать детям

Из-за нехватки оборудования детская больница не в состоянии помочь пациентам
Текст:  Назар Яхимович (Ставрополь)
Российская газета - Северный Кавказ: №0 (4768)
Читать на сайте RG.RU

Сразу в нескольких отделениях краевого педиатрического стационара сложилась критическая ситуация - жизненно важная техника, вконец изношенная, вышла из строя, а резервов для замены не нашлось. После обращения родителей пациентов в газету корреспондент "РГ" попытался выяснить причины произошедшего.

Врачи без оружия

Годовалого Виталика привезли в приемный покой Краевой детской клинической больницы (КДКБ) 24 сентября с ожогом пищевода - по чьему-то недосмотру ребенок успел глотнуть уксусной кислоты. Современная медицина ликвидировать последствия подобных травм умеет неплохо. До последнего времени эффективную помощь таким ребятишкам оказывали и в КДКБ, однако на этот раз врачи даже не попытались установить точный диагноз и провести сколь-нибудь серьезные лечебные мероприятия, за исключением симптоматических. Спустя неделю после поступления ребенка выписали из стационара, фактически выдав тем самым путевку в инвалидность.

Этот факт в качестве примера привел в своей докладной записке на имя главврача КДКБ заведующий кафедрой детской хирургии ставропольской медакадемии, профессор Сергей Минаев. Причину произошедшего профессор объясняет предельно конкретно - в распоряжении больницы не осталось ни одного исправного детского эндоскопа, а без подобной техники помогать детям с тремя группами экстренных патологий практически невозможно.

- Ставрополь - единственный центр в северокавказском регионе, в котором помощь таким ребятишкам оказывалась, - говорит доктор Минаев, - а теперь, когда вышли из строя последние эндоскопы, мы попали в очень неприятную ситуацию, исправить которую можно только одним способом - как можно быстрее закупить требуемый перечень техники.

Заведующий эндоскопическим отделением Владимир Капустин показывает пачку своих заявлений о необходимости восполнения недостатка оборудования, которые он начиная с 2004 года писал главному врачу. Последнее датируется 23 сентября - за день до поступления в больницу Виталика, в тексте указан и аппарат, неисправность которого сделала оказание помощи ребенку невозможной. Последний имевшийся в распоряжении отделения диагностический фиброгастроскоп для осмотра детей младшего возраста давно выработал свой ресурс и теперь после ставшей для него фатальной поломки может быть только списан.

- Фактически наши врачи остались безоружными, - сетует Капустин. - Но этого стоило ожидать, учитывая, что с 2002 года серьезных закупок оборудования для нашего отделения не было. А эндоскопы ввиду специфики условий работы весьма недолговечны.

В больнице говорят, что ситуация, сложившаяся в отделении, возглавляемом Капустиным, уникальной не является. Корреспондент "РГ" получил на руки аналогичные по содержанию бумаги, написанные руководителями сразу нескольких экстренных служб. Заведующий анестезиологическим отделением просит у руководства как можно скорее восполнить полное отсутствие необходимой для проведения безопасного наркоза мониторинговой техники, а также обновить изношенный по самое "не могу" парк наркозных аппаратов. А глава реаниматологического подразделения жалуется на острую нехватку аппаратов искусственной вентиляции легких - из требуемых 12 в наличии только четыре, да и те не подходят для подключения детей младшего возраста.

По серым каналам

Решить эти проблемы у администрации КДКБ не получается. Однако сказать, что техника в больницу не поступает вовсе или поступает в мизерных количествах, было бы неправильно. Напротив, учреждение получает по целому ряду целевых программ достаточно крупные партии технических новинок, в том числе и весьма дорогостоящих. Но становятся ли подобные приобретения полезными для пациентов, во многих случаях представляется делом сомнительным.

- Совершенно странная ситуация сложилась с привезенным на днях УЗИ-сканером, - говорит заместитель главного врача по лечебной работе Елена Рябцева. - Этот аппарат стоит семь миллионов рублей, и мы его очень долго ждали. Однако контракт на поставку был заключен с непонятной фирмой, которая ввезла в страну сканер в обход легальных каналов. По информации, полученной нами от официального представительства фирмы-производителя в России, аппарат этот не предназначался для нашей страны и вообще рассчитан на использование в качестве демонстрационной модели - для практической работы он не пригоден.

Удивительно, но "серое" происхождение техники не вызвало смущения в минздраве края, который выступал официальным заказчиком. Между тем источником появления столь загадочной машины уже заинтересовались правоохранительные органы.

Недоумение у некоторых работников больницы вызывает и приобретение за такую же крупную сумму диагностической техники для онкогематологии. Учитывая крайне небольшое количество детей с подобной патологией в регионе, было бы разумнее направлять их в федеральные клиники, имеющие заметно более серьезный опыт в диагностике и лечении.

Из-за явно конфликтной ситуации, сложившейся в учреждении, эксперты в области организации медицины комментировать под запись причины возникшей проблемы отказываются. Однако неофициально подтверждают в один голос: нехватка жизненно важного оборудования вряд ли могла возникнуть по причине недофинансирования больницы, ведь острота подобных проблем в отрасли осталась в прошлом. Вероятнее всего, считают эксперты, речь идет о неправильно выбранных приоритетах - за крупными "имиджевыми" покупками менеджмент КДКБ и минздрав забыли о необходимости обновления обычного оборудования.

Булавка в желудке

А вот по мнению главного врача краевой детской больницы Николая Анисимова, вопрос недостатка техники во многом является плодом желания отдельных сотрудников вывести личные конфликты с руководителем на более высокий уровень.

- С тем же Капустиным не может сработаться практически никто, он со всеми конфликтует, - говорит Анисимов, - а к руководству больницы у него появился негатив после того, как он заболел гепатитом и через суд доказывал, что заразился именно на работе.

По словам главврача, эндоскопическое отделение ущемлять в правах никто и не пытался - ежегодно потребности этой службы включаются в общую больничную заявку, направляемую в министерство здравоохранения. Другое дело, что запросы учреждения выполняются далеко не на сто процентов. Хотя, подчеркивает Анисимов, новую технику эндоскописты получают почти ежегодно. И сегодняшняя ситуация с отсутствием работоспособной аппаратуры в службе хотя и стала неприятным сюрпризом, но уже в ближайшее время должна быть исправлена - целый набор эндоскопов, по словам главврача, сейчас находится на пути к больнице.

- Я сам в свое время инициировал создание полноценного отделения, дал Капустину статус заведующего, добавил площадей и штатных единиц, - утверждает руководитель КДКБ. - Потому что развитие экстренных служб для нас является безусловным приоритетом.

А заданный корреспондентом "РГ" вопрос о том, как в учреждении оказался "серый" УЗИ-сканер, вызвал у Николая Анисимова недоумение - ему об этом просто не доложили.

 Наверное, стоит разобраться в том, почему журналисты узнают о подобных ситуациях раньше, чем главврач, - прокомментировал он ситуацию.

Между тем в КДКБ попал еще один ребенок, которому здешние врачи помочь, вероятнее всего, не смогут - девятимесячный Алеша проглотил английскую булавку, в желудке она раскрылась. Раньше процедура извлечения такого инородного тела оказалась бы делом нескольких минут - специальным эндоскопическим манипулятором доктор просто застегнул бы булавку, после чего ее легко можно было бы достать. Однако в нынешней ситуации врачам и родителям остается только ждать и надеяться на перемены к лучшему.

 Мнения

Игорь Анисимов, первый замминистра здравоохранения Ставропольского края:

- Мы не пытаемся переложить с себя ответственность за ситуацию. Стоит лишь напомнить, что подобные проблемы в медицине накапливались десятилетиями. Действительно, в последний год положение ощутимо улучшилось, увеличилось финансирование из краевого и федерального бюджетов, больше поступает по линии обязательного медицинского страхования. Но в одночасье закрыть большой дефицит медтехники в больницах нельзя, на это требуется время.

Кроме того, хотел бы отметить негативную роль законодательства, регламентирующего процедуру закупок для медучреждений. Несовершенство законных норм позволяет фирмам, не имеющим соответствующих ресурсов, не только участвовать, но и побеждать в тендерах на поставку оборудования.

Иван Ульянченко, председатель комитета по социальной политике Госдумы Ставропольского края:

- На мой взгляд, проблема не в недостатке финансов - в краевом бюджете нынешнего года на здравоохранение заложена беспрецедентная сумма в миллиард рублей. Причину возникших проблем нужно искать на других уровнях, в том числе в части эффективности использования выделенных средств. Министерству здравоохранения следовало бы еще раз обратиться к механизмам распределения финансирования и, может быть, пересмотреть некоторые существующие приоритеты. 

Здоровье Семья и дети Ставропольский край Кубань. Северный Кавказ