Троицкий пограничный пункт пропуска "Бугристое" стал площадкой сразу для двух экспериментов Челябинской таможни.
Конечная цель нововведений - свести к минимуму мучения людей, пересекающих российско-казахстанскую границу. На пограничном пункте останутся лишь две службы - пограничная и таможенная. Для сравнения, сейчас на рубежах Родины дежурят специалисты сразу пяти служб. Помимо двух названных, на контрольно-пропускных пунктах работают инспекторы Госавтодорнадзора, осуществляющие транспортный контроль, сотрудники фитосанитарной службы, следящие за качеством и законностью ввозимых и вывозимых растений и животных, а также специалисты Роспотребнадзора, отвечающие за охрану здоровья людей.
Вполне понятно, что обилие надзорных и контролирующих органов на границе отнюдь не упрощает ее пересечение. Сейчас предполагается введение системы зеленого и красного "коридоров". В "зеленом коридоре" автомобиль, пересекающий рубеж, проверяет всего один человек от государства. Он проведет полную проверку, после чего автомобиль может следовать дальше. Если же у специалиста возникают подозрения любого толка, машину отправляют в "красный коридор", где ее досконально проверят все службы. Второй путь человек может выбрать и самостоятельно, если знает, что перевозит через границу потенциально опасный груз - например, партию растений, в которых может обнаружиться опасная для всей флоры зараза.
Решено начать с малого. Правительство РФ подписало приказ о возложении части функций транспортного контроля на таможенные органы. С октября на восьми выездах и въездах из страны, в том числе и троицком, начался эксперимент. Таможенники контролируют габариты и весовые параметры всех автомобилей. Специалисты, работавшие раньше лишь с грузами, теперь фиксируют 42 параметра и заносят их в единую всероссийскую базу.
- Нельзя в одночасье снять вопрос транспортного контроля или прекратить его вовсе, - объясняет исполняющий обязанности начальника областного управления Госавтодорнадзора Александр Пеньковский. - В этот переходный период, обозначенный правительством РФ, предполагается обучить сотрудников таможенной службы транспортному контролю. Результаты эксперимента позволят принять решение: создавать ли "зеленые коридоры" или поручить контроль на границе двум службам.
Тем временем на пограничном пункте пропуска "Бугристое" продолжается совместный с казахскими коллегами эксперимент по упрощению таможенного декларирования. Раньше всем пересекавшим российско-казахстанскую границу приходилось заполнять таможенную декларацию дважды. Сначала два экземпляра на выезде из одной страны, затем через 900 метров - почти такой же документ на въезде в соседнее государство. Российские и казахстанские таможенники договорились, что декларация будет заполняться лишь на одной стороне. Новый таможенный порядок прохождения границы введен с 1 сентября.
Надежда Климова, возвращавшаяся от родственников из Костанайской области Казахстана, рассказала корреспонденту "РГ", что в последний месяц на границе стало свободнее.
- Я раза четыре в год пересекаю границу. Раньше могли простоять по два часа с обеих сторон, а сейчас иногда даже за час удается пройти весь контроль, - радуется Надежда Викторовна. - Уж не знаю, связано ли это с тем, что один раз теперь заполняем декларацию, но время простоя сильно сократилось.
- Конечно, с декларациями удобно сделали, бумажной волокиты меньше, но как стояли на границе часами, так и стоим, - на выезде из России раздраженно жалуется казах, - из-за пограничного контроля. Лучше бы подумали, как его усовершенствовать, а то держат нас часами в крохотном помещении без стульев.
Несмотря на противоречивые отзывы, таможенники подводят неумолимые статистические итоги первого месяца эксперимента. Время прохождения границы каждого человека сократилось на 3-5 минут. Учитывая, что каждый месяц таможенную декларацию на российско-казахстанской границе заполняют около девяти тысяч человек, экономия времени получается весьма существенная.
Алексей Фролов, начальник Челябинской таможни:
- Чтобы сократить время прохождения таможни, мы с нашими казахскими коллегами разработали единую таможенную декларацию. Сейчас решается вопрос о возможности ее использования на всей российско-казахстанской границе. Если эксперимент будет признан удачным, а пока мы считаем его именно таким, то на протяжении всей российско-казахстанской границы люди будут заполнять декларацию лишь один раз.