09.10.2008 03:30
Экономика

Бизнес заставят страховать риски загрязнения окружающей среды

Бизнес заставят страховать риски загрязнения окружающей среды
Текст:  Марина Грицюк
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4768)
Читать на сайте RG.RU

Госдума намерена заставить предприятия страховать свои экологические риски. Сейчас депутаты разрабатывают соответствующий законопроект - "Об обязательном экологическом страховании". Также ведется работа над законами "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" и "Об экологической культуре". Об этом заявил на Международном экологическом форуме в Сочи, посвященном Олимпиаде-2014, зампредседателя Комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов.

15 процентов территории страны находится в критическом состоянии с точки зрения экологии, напомнил депутат. 56 процентов городского населения дышат воздухом, концентрация вредных веществ в котором превышает все допустимые нормативы, 40 процентов россиян пьют некачественную воду. При этом более 90 процентов средств, направляемых на реабилитацию окружающей среды, выделяется из федерального бюджета и менее одного процента покрывается за счет страхования. "В развитых странах ситуация складывается с точностью до наоборот, - говорит депутат. - И это обоснованно, ведь именно страховая модель гарантирует возмещение вреда, нанесенного окружающей среде".

Для Сочи такой законопроект особенно актуален. Здесь уже началось возведение олимпийских объектов, которые "вклиниваются" в природу и могут нарушить ее баланс.

"80 процентов Сочи - это особо охраняемая природная территория. При этом в городе немало экологических проблем, и олимпийские и курортные объекты, которые будут построены тут в ближайшее время, не должны добавить угроз", - говорит депутат.

Речь идет, во-первых, об отсутствии современной системы водоподготовки и водоочистки, о выбросе неочищенных стоков в море и реки, повсеместном нарушении технологии очистки канализационных вод.

Во-вторых, нет современной системы обращения с отходами - коммунальное хозяйство не справляется с твердыми бытовыми отходами даже вне курортного сезона. Практически все очистные сооружения и полигоны Черноморского побережья, как утверждают эксперты, эксплуатируются с нарушениями природоохранного законодательства.

Еще одна серьезная проблема - загазованность. В Сочи она усиливается из-за несовершенства транспортной инфраструктуры. Автодорожная сеть города обладает низкой пропускной способностью, пробки прочно вошли в жизнь горожан и туристов. Увеличение потока машин в связи с Олимпиадой усугубит ситуацию, если, конечно, к тому времени ничего не изменится.

Есть определенные экологические угрозы и для ценных природных комплексов в районе поселка Красная поляна.

При этом, по мнению участников форума, в стране нет реальной ответственности за нанесение вреда окружающей среде. Поэтому эксперты, приехавшие на форум, обратились в Госдуму и правительство с предложением не только ускорить разработку и принятие законов об экологическом страховании и плате за негативное воздействие на окружающую среду, но и написать новые законопроекты - "Об экологическом аудите" и "Об экологической сертификации", а также актуализировать закон "Об отходах производства и потребления".

Однако, по мнению ряда экспертов, экологические и экономические проблемы Олимпиады-2014 на сегодняшний день не первостепенны - на них уже обращено внимание властей всех уровней, и они постепенно решаются. Куда острее стоит кадровый вопрос.

Как рассказал заместитель председателя комиссии Общественной палаты Михаил Берулава, в Сочи до сих пор никто не проанализировал, какие специалисты и в каком количестве потребуются после того, как все олимпийские и курортные объекты будут возведены и запущены. И, соответственно, никто не попытался сопоставить будущие потребности рынка труда с системой образования.

"Мы полагали, что минобразования и минздравсоцразвития проведут мониторинг образовательных учреждений, определят, какие профессии будут наиболее востребованы через несколько лет, и исходя из этого откроют в сочинских учебных заведениях новые факультеты или увеличат число бюджетных мест на уже имеющихся, - говорит Берулава. - Однако ничего подобного до сих пор не сделано".

По его мнению, большинство вновь созданных рабочих мест должны будут занять местные жители, и их еще надо успеть подготовить.

"У нас осталось не так много времени. И если прямо сейчас серьезно не взяться за решение кадровой проблемы, время будет упущено и проведение всех мероприятий окажется под угрозой", - подчеркивает Михаил Берулава.

Страхование Госдума