14.10.2008 05:00
Экономика

Финансовые власти мира ищут рецепты "мягкого" выхода из кризиса

Финансовые власти мира ищут рецепты "мягкого" выхода из кризиса
Текст:  Татьяна Конищева Андрей Шитов (Вашингтон - Москва)
Российская Бизнес-газета - : №0 (675)
Читать на сайте RG.RU

Всемирный банк не видит оснований для ожидания суверенных дефолтов в Европе и Центральной Азии из-за мирового финансового кризиса, заявил главный экономист Всемирного банка по Европе и Центральной Азии Прадип Митра. Более того, в некоторых странах в настоящее время наблюдается хотя и "не мягкая посадка, но упорядоченная". Большинство стран либо перешло, либо переходит к рыночной экономике, это делает их более устойчивыми в нынешних кризисных условиях, полагает он. Что же касается неблагополучных активов, ставших причиной кризисных явлений в США, в странах Европы и Центральной Азии таких активов нет, что также является хорошей новостью, отметил он.

В Вашингтоне, где собрались не только финансовые лидеры ведущих держав, но и представители финансовых властей стран - членов Международного валютного фонда и Всемирного банка, чиновники усиленно искали пути выхода из кризиса. Надежд на Международный валютный фонд, который призван следить за соблюдением макроэкономической стабильности, осталось мало. Эксперты уже давно ограничиваются в лучшем случае констатацией неблагополучных фактов, в худшем дают советы, от которых в последнее время все чаще случаются финансовые проблемы. Да и средств как таковых, которые можно было бы пустить на предотвращение кризиса, в загашнике фонда слишком мало.

Что такое 352 миллиарда долларов, из которых в наличии можно наскрести лишь 200 миллиардов, так как остальные деньги уже розданы на определенные программы. Одной только Америке, посчитали эксперты, потребуется более полутора триллионов, чтобы хоть в какой-то мере временно стабилизировать ситуацию.

А пока министры финансов "группы семи" предложили в качестве антикризисных мер обеспечить для начала гарантии на межбанковском рынке, вливая в банковскую систему ликвидность. Что, к слову, Россия, которую впервые пригласили принять участие в заседаниях финансовой семерки в полном масштабе, уже успела сделать, проводя с апреля аукционы по размещению бюджетных средств на депозиты ком банков. Сделать в сложившейся ситуации более доступным кредитование и привлечь новые капиталовложения, чтобы рынок мог бы и дальше развиваться. Кроме того, считают министры, следует пересмотреть сферу ипотечных кредитов и систему страхования вкладов.

Пока это только лозунги. Главное сегодня - это доверие, которое, по словам американского министра финансов Генри Полсона, "пока практически полностью утрачено". Плюс, добавил он, требуется координация усилий. Хотя и координация дает трещину. 8 октября центробанки многих стран мира пошли на практически беспрецедентный шаг, одновременно снизив учетные ставки. Рынки отреагировали мгновенно: небольшой рост, затем еще более глубокий и затяжной спад. Все из-за того, что координация пока выглядит слишком однобоко. С одной стороны, принимаются планы к спасению. С другой стороны, сами же финансовые власти порождают у рынка недоверие к своим действиям.

Так, сказал тот же Генри Полсон, по итогам совещания, "если посмотреть на "большую семерку", то мы имеем очень разные страны, экономики разных размеров и финансовые системы с разными потребностями. Поэтому нет никакого смысла принимать одинаковые меры". Канадский министр финансов Джеймс Флаэрти отметил, что его страна не находится в том состоянии, чтобы ее банковской системе были нужны вливания капитала за счет государственных средств. Его высказывание подтвердило правоту слов Полсона о различиях в экономиках стран "большой семерки". С другой стороны, премьер-министр Великобритании Гордон Браун объявил в среду утром, что английское правительство готово выделить 50 миллиардов фунтов (87 миллионов долларов) восьми крупнейшим национальным банкам. США и Италия рассматривают аналогичный пакет мер, правда, пока неизвестна точная сумма капитала, который будет направлен в банки.

Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони договорился даже до того, что призвал закрыть все биржи до принятия "новых правил игры". Правда, вовремя остановился, сам же опровергая собственные предложения, так как приведет это в конечном счете, считают эксперты, к куда более тяжким последствиям. И тогда придется принимать решения не об изменении финансовой архитектуры мира, а о мировой политике в целом. Так как закрытие бирж приведет к окончательному коллапсу мировой экономики и подрыву доверия всех ее рыночных основ.

К слову, глава российской делегации, вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин на это резонно заметил, что Россия может запретить операции с произвольными финансовыми инструментами, из-за которых случился финансовый кризис в США, но вводить "каникулы" для падающих бирж бессмысленно. Прин ципиально это ничего не изменит, отметил он. И при этом добавил, что на фоне разыгравшегося кризиса Россия в мировой финансовой системе оказалась в наиболее выгодной ситуации, так как на российском рынке не было сложных финансовых инструментов с завышенной стоимостью.

Что касается США, то, пояснил источник в российской делегации, ее роль в выходе из мирового кризиса очень велика. "С них началось, и если они не будут решать ряд вопросов, кризис может сильнее переходить на другие страны", - объяснил он. "Мировая экономика останавливается", - констатировал источник. При том что дно кризиса еще не достигнуто. США, обеспечивающие четверть мировой экономики, в следующем году продемонстрируют нулевой рост. А в будущем, сказал он, будет возрастать роль других стран.

Между тем

По словам главного экономиста Всемирного банка по Европе и Центральной Азии Прадип Митра, есть определенные факторы уязвимости национальных экономик: чем выше бюджетный дефицит, тем больше уязвимость. Безопасность экономики выше, если прямые иностранные инвестиции преобладают над банковскими заимствованиями, и наоборот. Кроме того, об уязвимости можно судить по отношению объема краткосрочной задолженности к накопленным резервам, отметил он. Общее правило заключается в том, что это отношение не должно превышать 100 процентов, напомнил Прадип Митра. Он отметил, что резервы страны страхуют риски пролонгации таких краткосрочных кредитов.

Макроэкономика