14.10.2008 03:00
Экономика

Председатель правления НАУФОР: Сейчас происходит переосмысление модели инвестиционных банков

И оставит те компании, чья бизнес-модель более адекватна новым реалиям
Текст:  Людмила Морозова
Российская Бизнес-газета - : №0 (675)
Читать на сайте RG.RU

"Российская бизнес-газета" попросила прокомментировать ситуацию на фондовых рынках председателя правления НАУФОР Алексея ТИМОФЕЕВА.

- Алексей Викторович, по словам экспертов, именно отток средств с российского рынка и дефицит ликвидности стали причиной кризиса. Насколько сейчас остро стоит эта проблема и как она решается?

- Действительно, основной чертой нынешнего кризиса является дефицит ликвидности. Объясняется он главным образом потерями финансовой системы США, что, в свою очередь, вызывает изъятие финансовыми институтами США средств с рынков других стран и последовательно приводит на них к кризису ликвидности. На российском рынке эта проблема стоит по-прежнему остро. Ее острота связана с тем, что деньги, предоставленные финансовому рынку, до финансового рынка не доходят либо правильные по сути меры заявлены, но до сих пор не реализованы.

Источником ликвидности в краткосрочной перспективе являются только госбюджет или ЦБ, и в этом смысле Россия ничем не отличается от других стран. Дефицит может быть снижен прямым предоставлением государственных средств либо смягчением некоторых требований, которые вызывают ограничение ликвидности. Но важно не только принимать решения о выделении средств, а создать эффективные механизмы, которые позволят этим средствам достичь финансового рынка без дополнительных издержек и без дополнительных ограничений, лишающих все усилия смысла.

- Какие меры, по мнению НАУФОР, должны быть приняты?

- Среди срочных мер к тем, которые уже приняты, - включение в систему рефинансирования ЦБ не только кредитных, но и других финансовых организаций - кризис продемонстрировал их важность для устойчивости финансового рынка в целом, а значит, необходимость их поддержания. Естественно, что специфику таких финансовых организаций необходимо учитывать - они не банки, они не подчиняются нормативам, которым подчиняются банки, однако если у них есть качественные активы, то они должны иметь возможность получать под них финансирование. Те из них, кто хочет получить еще большие возможности по рефинансированию со стороны ЦБ, должны иметь возможность стать кредитными организациями или подчиниться особым нормативам и требованиям к отчетности. Но это уже второй этап. Пора снижать налоги - уже в этом году, чтобы в следующем воспользоваться возможностями нового налогового режима. Соответствующие предложения рассматриваются сейчас в рамках создания международного финансового центра - пора их реализовывать. Срочно необходимо создавать защиту гражданам, инвестирующим на рынке ценных бумаг - не только вкладчики банков должны чувствовать себя уверенно.

- Насколько эффективна мера по запрету открытия необеспеченных коротких позиций?

- Запрет на короткие продажи снижает усиливающий эффект таких сделок при падении. Сейчас мы почти не чувствуем эффекта этого запрета - эти сделки стали слишком рискованными, а волатильность, то есть изменчивость, рынка не уменьшилась из-за резкого снижения его объемов.

- Как вы оцениваете решение по продлению торгов до 19.00?

- Как показывает распределение ликвидности на бирже по часам торгов, это решение не привело к существенным изменениям. Достоинства и недостатки торговли после 18.00 обсуждались еще при принятии решения о сокращении времени биржевых торгов и с тех пор не изменились. Достоинством этого решения является возможность учитывать поведение западных, открывающихся позднее рынков, недостатком - необходимость значительно задерживать работу бэк-офиса, то есть подразделений, занимающихся учетом и оформлением проведенных операций. Гораздо большее беспокойство сейчас вызывает непредсказуемость режима работы национальных бирж и условий приостановления торгов на них.

- По вашей оценке, на чьи плечи ложится кризис на фондовом рынке - на плечи брокеров или клиентов?

- Кризис на фондовом рынке ложится и на плечи брокеров, и на плечи их клиентов в зависимости от тех инвестиционных стратегий, которым следовали те и другие. Вообще мы сегодня стоим перед лицом изменения бизнес-модели работы брокеров - переход к более долгосрочным инвестициям, к ограничению краткосрочных высокорискованных и высокодоходных операций, основанных на предоставлении кредитов.

- Как, по вашему мнению, изменится расстановка сил на нашем рынке через три-шесть месяцев?

- Как я уже сказал, кризис приводит к изменению бизнес-моделей. Те компании, которые следовали более консервативным стратегиям, те компании, которые предвидели кризис и приготовились, сумеют его пережить легче. Те же, кто вел высокорискованный бизнес, испытывают сейчас сложности. Кризис приведет к изменению рынка именно с этой точки зрения, останутся те компании, чья бизнес-модель более адекватна новым реалиям.

- В мире происходит банкротство крупнейших инвестиционных банков. Насколько от кризиса пострадает российский инвестиционный бизнес?

- Сейчас происходит переосмысление модели инвестиционных банков. Я не думаю, что модель инвестиционного банка дискредитирована как таковая. Дискредитирована оказалась модель инвестиционного банка, осуществляющего дополнительные к традиционным для инвестиционных банков операции, принимающего дополнительные риски, а также регулятивная система, не способная к оценке и их регулированию.

Я уверен, что все произошедшее в последнее время на глобальном финансовом рынке потребует адекватного регулятивного ответа. Уже сейчас ясна высокая степень зависимости финансового рынка от всех видов финансовых организаций. Поэтому необходимо создание системы надзора за рисками всех финансовых организаций и расширения возможности доступа всех финансовых организаций к возможностям рефинансирования.

Фондовый рынок