Первый совместный прием граждан провели руководитель управления Федеральной службы судебных приставов (УФССП) по региону и представитель аппарата уполномоченного по правам человека в крае. На встрече присутствовал корреспондент "РГ".
Перед службой судебных приставов стоит задача довести к 2010 году количество исполненных судебных решений до 80 процентов. Для этого используются многие механизмы, в том числе и метод прямого контакта с населением.
Совместный прием граждан прошел в рамках договора, который заключили руководство УФССП РФ по СК и аппарат уполномоченного по правам человека в крае, а также программы по борьбе с коррупцией и ее проявлениями в среде судебных приставов. Этот план реализуется в территориальном управлении второй год.
В этом году отделом обеспечения работы с кадрами и вопросам безопасности УФССП по СК проведено более 150 служебных проверок, в результате которых почти 200 сотрудников привлечены к дисциплинарной ответственности, один уволен. Обширная профилактическая работа ведется и на стадии приема новых сотрудников: из 275 кандидатов на замещение должностей государственной гражданской службы 63 претендентам было отказано в приеме на работу в УФССП.
Еще один шаг - первый совместный прием граждан в присутствии прессы - приставы сделать не побоялись, хотя прекрасно сознавали, что гладить по головке пришедшие не будут. Для Дмитрия Ткаченко, занявшего пост главного пристава Ставрополья не так давно, рандеву с жалобщиками стало своеобразным знакомством с регионом и его проблемами. Стоит отметить, что пригласили на встречу прежде всего людей, которые, обойдя множество инстанций, не могут добиться исполнения судебных решений на протяжении ряда лет. Совместная акция аппарата уполномоченного по правам человека и службы судебных приставов стала для них последней надеждой решить свои проблемы. Естественно, эти обстоятельства сказались на общей интонации заседания.
Во время дебютного приема рассмотрели 19 дел. Жалобы касались самых разных аспектов - от невыполнения алиментных обязательств до многолетней задолженности по зарплате на заводе "Красный металлист". Но объединяло просителей одно - разочарованные работой "своих" приставов, посетители пытались обратить внимание нового руковдителя УФССП России по СК Дмитрия Ткаченко на недостатки в работе его подчиненных. Как выяснилось, некоторые "слуги государевы" не торопились выполнять свой долг.
- Мы каждую неделю ходили на прием к приставу по фамилии Беда, но он нас постоянно обманывал, утверждая, что выполняет все необходимые оперативные мероприятия, - сообщила Галина Марковская, уже не один год пытающаяся добиться сноса незаконно возведенного строения. - Потом наше дело передали другому, третьему приставу, но ничего не изменилось. Из-за незаконной стройки мы несем убытки.
- Я за год кипу бумаг собрал, - утверждал Петр Григоренко. - За то время, что веду тяжбу с предпринимателем Мартиросяном по поводу взыскания долга, делом занимались четыре пристава. Все они говорили о торжестве справедливости, однако воз и ныне там. Ответчик долг так и не выплатил, имущество его также арестовывать никто не собирается. Для чего судом принимаются решения, если они не выполняются?
- Я практически сама работаю за судебного пристава, подталкиваю ее, прошу, ругаюсь, - жаловалась Мария Польшина. - Она мне говорит: сумма штрафа, которую должен сосед, затопивший вас канализационными водами, слишком мала, чтобы работать активно. Получается, что представитель закона выступает на стороне провинившегося. Так я начала свое следствие вести, потому что веры приставам уже нет.
Справедливости ради отметим, что основная масса судебных приставов несет службу исправно. Об этом говорит официальная статистика. За девять месяцев текущего года в аппарат Управления ФССП России по СК поступило 1562 письменных обращения, из них 1163 - от граждан и 398 - от представителей юридических лиц. При том, что на исполнении в структурных подразделениях управления в это время находилось более 575 тысяч исполнительных производств. Так что на долю критики в адрес приставов приходится менее чем полпроцента обращений.
Дмитрий Ткаченко, главный судебный пристав Ставропольского края:
- Несмотря на общую благоприятную статистику, мы не собираемся игнорировать ни одно из обращений. К сожалению, случаев, когда судебные решения не исполняются в течение длительного времени, а люди на свои жалобы получают типовые отписки, еще достаточно. Поэтому мы и предложили провести открытый прием граждан. Думаю, такая форма, исключающая формальный подход к проблемам людей, даст положительный эффект. Для работы с обращениями определены конкретные сроки - максимум месяц. Я как главный судебный пристав края принимаю граждан еженедельно по вторникам. Ежемесячно будем выезжать на заседания в города и районы края, а совместные встречи с представителями аппарата уполномоченного по правам человека запланировано проводить раз в полгода.
Геннадий Страшко, начальник отдела правового обеспечения Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае:
- Прием показал лишь малую толику проблем в системе исполнительного производства. Немаловажно и то, что через анализ конкретных обращений можно выйти и на общие проблемы. Надеюсь, толк из этого начинания будет - в конце месяца должны появиться первые результаты. С людьми обязательно надо встречаться, ведь многих в судах годами мурыжат, а потом еще и не исполняют законных решений. Естественно, граждане перестают верить власти, а это - удар по авторитету государства.
Кстати
Ближайший выездной прием граждан главный судебный пристав края проведет в Пятигорске 29 октября. Телефон для справок: (8652) 95-73-61.