Мэрия планирует увеличить размеры аренды помещений для негосударственных образовательных учреждений (НОУ) в два-три раза.
Такое решение готовит Управление городским имуществом Екатеринбурга.
- В 2006 и 2007 годах мы платили аренду по тарифам коммерческих организаций. Но мэрия установила для нас льготу, позволявшую вносить лишь десять процентов от общей суммы. В начале этого года постановление, устанавливающее размер льготы, не вышло. Его подписание дважды откладывали, что давало нам право оплачивать аренду помещений по-старому. Сейчас же нам говорят, что задним числом (с первого января 2008 года) установят плату 20-35 процентов от общей суммы. Это означает, что придется делать полный перерасчет и вносить в казну огромные для нас средства. Договоры с родителями заключены еще в прошлом году, изменить их мы не можем. Да и повышение платы за садики означает, что не все смогут водить туда детей, - сетует директор частных школы и детсада.
У большинства руководителей НОУ, с которыми нам удалось пообщаться, складывается впечатление, что частный сектор образования просто хотят свести на нет.
- Ежегодно предоставляем финансовые отчеты в мэрию, из них прекрасно видно, что наша цель - покрыть свои расходы и не больше, - продолжает рассказ наш собеседник. - Мы не получаем денег ни на одного ученика, ни на одного учителя. Учебники, техническое оснащение классов - все покупается за счет школы, а соответственно за счет родителей, Причем детские сады в еще более бедственном положении, они убыточны и, что называется, сидят на плечах у школ. Если школа закроется, на улице окажутся и дошколята. А ведь мест в муниципальных детсадах нет, и неизвестно когда они будут.
Областным властям позиция муниципалитета не вполне понятна. Не далее, как нынешним летом руководство региона признало, что без привлечения бизнеса проблему дефицита мест в детсадах не решить.
По заявлению начальника управления образования Екатеринбурга Евгении Умниковой, оказывать поддержку НОУ необходимо, так как они помогают решать вопросы предоставления дошкольного и общего образования. Сейчас в городе около 18 тысяч детей не могут попасть в детский сад, а школ в Екатеринбурге много. Между тем муниципалитет помогал частникам с оплатой аренды. Из-за этого бюджет недобирает средства на развитие муниципального образования.
- Увеличение арендной платы не принесет бюджету Екатеринбурга значимых сумм, зато очень увеличит нагрузку на НОУ и на родителей тех детей, которые туда ходят, - считает заместитель председателя комитета по социальной политике Законодательного собрания Свердловской области Кирилл Баранов. - Тем более, непонятна позиция администрации Екатеринбурга в связи с тем, что все дома, занимаемые НОУ, они восстанавливали за свой счет.
В управлении образования подчеркнули, что не вправе оказывать финансовую поддержку негосударственным учреждениям, потому что субвенции из городского бюджета поступают лишь на содержание тех детей, которые посещают муниципальные учреждения. Чтобы ситуация изменилась, нужно менять региональное законодательство.
- С первого января 2009 года вступает в силу измененный Бюджетный кодекс Свердловской области. Он предусматривает субвенции и субсидии муниципалитетам, которые должны быть направлены как раз на финансовую поддержку НОУ. То есть город должен будет оплачивать частным школам и садикам содержание там ребенка в соответствии с существующими государственными нормативами, - говорит Кирилл Баранов. - Но есть опасение, что муниципалитет возместит потерянные деньги за счет увеличения арендной платы, тарифов по ЖКХ.
Пока в Свердловской области спорят, кому поддерживать частные образовательные учреждения, в других регионах решения уже найдены. Например, в Челябинской области второй год деятельность НОУ финансируется из областного бюджета. На реализацию основных образовательных программ в прошлом году им выделили 21 миллион рублей, в этом - 28. В Тюмени деньги НОУ выделяют по нормативам на одного учащегося - средний норматив составляет 19,5 тысячи рублей в год. Увы, на Среднем Урале дети, посещающие частные учреждения, для бюджета пока не существуют, хотя и экономят затраты области и города на образование.
Ольга Франц, старший научный сотрудник института экономики УрО РАН:
- Потенциал некоммерческого образовательного сектора весьма серьезен. НОУ могли бы быть эффективной формой соединения интересов государства, муниципалитетов, бизнеса и семьи, но при этом находятся "между небом и землей". Они не подпадают под действие закона о господдержке образования согласно областному законодательству. Не попадают под действие закона о государственной поддержке малого и среднего предпринимательства - согласно федеральному. Областной закон о государственной поддержке инвестиционной деятельности на них практически не распространяется, потому что их "процесс производства" почти не связан с капитальными вложениями, а обеспечивает лишь текущую деятельность по предоставлению образовательных услуг. За последние десять лет количество негосударственных образовательных учреждений в Свердловской области снизилось с 80 до 11. Оставшиеся частные школы и детсады вынуждены выживать самостоятельно, потому что в 2005 году государство трансформировало свое обязательство по поддержке образовательных учреждений любых организационно-правовых форм в право субъектов РФ оказывать такую поддержку. Шесть регионов воспользовались этим правом, включив в областные законы нормы о равноправном подушевом финансировании любых общеобразовательных учреждений. Наша область пока не в их числе.