С 2009 года Единый госэкзамен становится "штатной" формой сдачи экзаменов после 11 класса. До нового года остались считаные месяцы, а чиновники все еще до конца не определились, каким же быть "единому".
- ЕГЭ будет реализовываться, как это прописано в Федеральном законе. Откатов назад не будет, - так жестко начал вчера министр образования и науки Андрей Фурсенко одну из самых, пожалуй, принципиальных коллегий по вопросу Единого госэкзамена. Принципиальную потому, что уже в ноябре все документы, касающиеся ЕГЭ, должны быть приняты.
Однако уже сегодня с уверенностью можно сказать: выпускникам будущего года придется в обязательном порядке сдавать русский язык и математику. Напомним, что последнее время в педагогическом сообществе, да и в среде чиновников шла острая дискуссия о том, стоит ли детям "по умолчанию" сдавать экзамен по математике, ведь по результатам прошлого ЕГЭ этот предмет не знают около четверти выпускников. Теперь определились - стоит. Другое дело, что сами тесты, скорее всего, будут выглядеть немного по-иному. По словам руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любови Глебовой, в Московском институте открытого образования (МИОО) уже разработаны контрольно-измерительные материалы для ЕГЭ по математике, что называется, на альтернативной основе. Алексей Семенов, ректор МИОО, объяснил "на пальцах", что это такое:
- Мы предлагаем выпускникам решить 17 задач: 9 - с кратким ответом и 8 - с подробным решением. Таким образом, полностью исключены задания с возможностью угадывания ответа. К задачам прилагается справочный материал - все необходимые формулы. Шпаргалка? Отнюдь. Очевидно, что человек, не знающий предмета, этими формулами просто не сможет воспользоваться. Есть четкое разделение на выпускную "школьную" и вузовскую "вступительную" части: 11 и 6 задач соответственно.
По словам Семенова, задачи построены так, что позволяют проверить весь спектр базовых математических знаний в соответствии с требованиями стандартов, а также понять, умеет ли школьник применять математику в жизненных ситуациях. А именно этого, по мнению экспертов, не хватает сегодняшним тестам: по-научному - формирования компетенций, а по-простому - выявления навыков и умений применять полученные в школе знания в повседневной жизни.
Вариант КИМов, разработанный в МИОО, получил одобрение Российского союза ректоров, РАО, РАН и минобрнауки. Это первая ласточка, по словам Любови Глебовой, следующим шагом должны стать подобные КИМы по русскому языку. Правда, пока неясно, будут ли школьники сдавать ЕГЭ по обновленным материалам уже в будущем году.
Глава департамента минобрнауки Игорь Реморенко рассказал вчера, как сложится судьба выпускника школы в зависимости от удачи или неудачи на ЕГЭ. Так, сдав на положительные баллы два обязательных экзамена и экзамен(ы) по выбору, молодой человек получает аттестат и свидетельство с результатами ЕГЭ. Дорога в вуз открыта. Если один из обязательных экзаменов завален - есть шанс пересдать его в дополнительный день. Повезло - можно поступать. Нет - увы, придется довольствоваться справкой вместо аттестата и либо просто ждать год, чтобы сдать ЕГЭ заново, либо поступить в учреждение начального профобразования. Если на хорошие баллы сданы русский и математика, но не получилось с первого раза сдать предметы по выбору, и на пересдаче удача не улыбнулась - аттестат все равно выдается. Правда, с "неудом" по химии абитуриента уже не примут, допустим, в РХТУ им. Менделеева, а с "двойкой" по физике закрыта дорога в МФТИ, то есть в профильные вузы.
Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ:
- ЕГЭ как инструмент полностью себя оправдал. ЕГЭ точно показал нам, где нужно менять образование. Мы много говорили о том, что у нас плохо учат, падает качество образования. Были отдельные разговоры, но при этом жесткой постановки вопроса о том, что надо принципиально менять качество образования, не было. Пока не появился ЕГЭ. Он показал нам единую картину по России. Выяснилось, что и математику не знают, и с русским языком далеко не все в порядке. Мы наконец-то увидели, где мы слабы. Поставили себе нормальный диагноз. Конечно, "единый" не позволяет в полном объеме раскрыть творческие способности, но он точно определяет, грамотный человек или нет.