Конфликт в Южной Осетии и его последствия стали темой переговоров на международной конференции по безопасности, открывшейся в среду в Женеве.
На ней впервые после конфликта между Южной Осетией и Грузией встретились представители Москвы и Тбилиси. Переговоры сторон, получившие название "дискуссий", сочетали в себе официальную часть с неофициальной, в которой приняли также участие делегации Абхазии и Южной Осетии.
Буквально в последний момент стало известно, что США решили не препятствовать выступлению на дебатах представителей этих республик. "Как мы понимаем, представители Абхазии и Южной Осетии, возможно, будут присутствовать в Женеве и примут участие в неформальных дискуссиях вне рамок пленарного заседания. США встречаться с ними отдельно не планируют", - говорится в сообщении госдепартамента США.
Вообще Вашингтон до последнего сопротивлялся идее пригласить за стол переговоров представителей Цхинвала и Сухума. Опасаясь, что американцы просто не выдадут им виз, российский МИД предложил перенести встречу на нейтральную территорию - в Швейцарию.
Ранее грузинская сторона также высказалась категорически против участия в переговорах руководителей двух самопровозглашенных республик. Но на этом твердо настаивали российские власти.
"Россия примет участие в международных дискуссиях по ситуации на Кавказе, где будут полноценно представлены Южная Осетия и Абхазия. Без этих государств результата не будет", - заявил глава МИД России Сергей Лавров. Более того, российские дипломатические источники сообщали, что вообще не примут участия в тех переговорах, где не будут представлены их коллеги из Южной Осетии и Абхазии.
Перед Россией стоит в Женеве сразу несколько задач. Во-первых, дать объективную, основанную на принципах международного права оценку событиям на Кавказе, показать степень и глубину ответственности президента Грузии Михаила Саакашвили за военную агрессию.
Во-вторых, убедить мировое сообщество в необходимости международно-правового признания Южной Осетии и Абхазии в качестве независимых суверенных государств. В-третьих, дать Западу понять, что право народов на самоопределение - это действующая норма, соответствующая духу и букве Всеобщей декларации прав человека 1948 года и Хельсинкского заключительного акта 1975 года, в которых закреплено обязательство государств содействовать обеспечению прав и свобод народов и отдельных граждан.
Но главное - продемонстрировать, что все действия России в дни конфликта предпринимались в правовом поле.
По словам европейских дипломатов, стороны будут встречаться раз в две недели. Результаты они надеются получить не позднее середины февраля, когда встанет вопрос о выдаче нового мандата для наблюдателей ООН в Грузии.
Мандат был выдан Советом Безопасности ООН на прошлой неделе, но только на четыре месяца вместо обычных двенадцати. Дипломаты в Нью-Йорке утверждают: это было сделано для того, чтобы у России, США и Евросоюза было время разрешить противоречия в отношении будущей наблюдательной миссии ООН после российско-грузинского конфликта.
О значении встречи в Женеве говорит уровень присутствовавших переговорщиков. Российскую делегацию в Женеве возглавлял статс-секретарь - заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин.
На конференцию также прибыли Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, лидер европейской дипломатии Хавьер Солана и глава МИД Франции Бернар Кушнер. Заметили журналисты и главу МИД Финляндии Александера Стубба, ныне председательствующего в ОБСЕ, еврокомиссара по внешним связям Бениту Ферреро-Вальднер и генсека ОБСЕ Марка Перрена де Бришамбо.
Между тем
Вообще все встречи на конференции проходили в закрытом режиме: в здании ООН были установлены заградительные барьеры, журналистов не допускали к месту проведения дискуссии. Более того, формат проведения дискуссии и состав ее участников на момент подписания номера держались в секрете.