Нина Кондратенкова - известный в городе человек. Ее часто приглашают в школы и любят журналисты.
Еще бы! Эта простая женщина известна всей стране: она учила первого космонавта Юрия Гагарина.
- Надо мной внучка уже смеется. Ты, говорит, бабушка, у нас звезда, от журналистов отбою нет, - иронизирует пенсионерка. - Вроде уж столько раз рассказывала, а ведь правда, как будто вчера все было.
Первый раз - в третий класс
Нине Васильевне (тогда Лебедевой) было всего 23 года, это был первый ее класс, а самых первых учеников любой учитель помнит всю жизнь. В 1947 году ее оставили работать в базовой школе при Гжатском педагогическом училище. Новичками были оба - и она сама, и маленький Юра, семья которого только перебралась в Гжатск. Класс был шумный, озорной, испытывал на прочность молоденькую учительницу, которая вела все предметы - от русского языка до физкультуры -- почти месяц.
- Класс был разновозрастный, потому что во время войны не учились, - вспоминает Нина Кондратенкова. - Дети пережили и холод, и голод, и фашистскую оккупацию. Почти у каждого на войне кто-то из семьи погиб, сирот было много. Главное, за счет чего выстояли - помогали друг другу, чем могли, тем и делились. Мне той сердечности, которая после войны в людях была, сейчас не хватает.
На школьной фотографии будущего космонавта узнать легко - по улыбке. Учился хорошо, но безукоризненным поведением не отличался.
- Шалил, как и все нормальные мальчишки в его возрасте, - смеется учительница. - Однажды запустил планер со второго этажа, и тот чуть не попал в голову случайному прохожему. Когда начали искать виноватого, Юра сознался сразу и тут же добавил: "Больше не буду".
По поводу "не буду" учительница, впрочем, особенно не обольщалась.
Она уехала из Гжатска в 1951 году, Гагарин - в 1949. Она отправилась за мужем-военным в Читинскую область, закончила заочно педагогический институт, учительствовала в Усолье-Сибирском, и, наконец, осела в Иркутске. Она с детства мечтала стать учителем, поэтому была счастлива, работая с детьми.
Космос и жизнь
Когда на весь мир прогремела новость о первом полете человека в космос, Нина Кондратенкова была на совещании в районном отделении образования. Имя показалось знакомым, но она этому значения не придала - мало ли в Советском Союзе Юриев Гагариных. И только увидев портрет первого космонавта, узнала в нем своего первого ученика. Нашла старую фотографию 1947 года, показала сослуживцам... А ее, оказывается, уже разыскивали через Москву. Потом было телевидение, множество интервью и встреч.
- Радостно, конечно, было, но никаких особых заслуг я в этом не вижу, - признается Нина Васильевна. - Вот встретиться очень хотелось, хотя и страшновато было, все-таки известный человек, знаменитость, узнает ли?
Увидеться довелось в 1963 году в Москве, куда Нина Кондратенкова попала как делегат XIII съезда профсоюзов. На парадной фотографии она опять со своим учеником. Встречи не искала, все произошло случайно. Гагарина пригласили как почетного гостя, и кто-то из сибирской делегации написал записку в президиум, что в зале находится его учительница.
- Весь перерыв проговорили, - вспоминает педагог. - Он меня все про Сибирь расспрашивал, удивлялся, как далеко меня судьба занесла, одноклассников вспоминал. Мы сфотографировались все вместе, Юра рядом попросил сесть, хотя, вроде, не положено так было.
Слава учительницы первого космонавта не принесла ей никаких, как принято сейчас говорить, "дивидендов". Завучем стала еще до памятного полета, потом - 15 лет - работала директором 21-й школы - вот и все "успехи". Чем она действительно гордится, так это своими учениками - среди них, по ее словам, сплошь хорошие люди.
В 84 года она сохранила самое главное - желание жить и радоваться, несмотря на потери и болезни. Молодые глаза, умение чувствовать время (историк!) и сознание честно прожитой жизни - такая старость вызывает уважение. А еще Нина Кондратенкова мечтает дожить до 100 лет, цифра, говорит, хорошая, да и как историку интересно.