Дольщики, пострадавшие от разных строительных компаний, объединились и сообща потребовали создать при областной и городской администрациях комиссии по решению их проблем.
Жизнь в долгострое
Недостроенный 14-этажный дом, в котором живет Елена Дедова, издалека действительно похож на крепость: мрачный, с зияющими оконными проемами, окруженный бетонными плитами. Путь к единственной обитаемой в многоэтажке квартире преграждают горы строительного мусора: чтобы преодолеть это препятствие, требуется изрядная сноровка. Елена с семьей приехала в Воронеж из Байконура, где служил муж. Дедовы вложили все имеющиеся у них деньги в строительство дома по улице Ворошилова. Многоэтажку должны были сдать еще в 2001 году, но сроки постоянно продлевали. Почти семь лет Елена Борисовна с двумя дочерьми (к тому времени глава семейства умер) ютилась на квартире у родственников. Несколько месяцев назад обстоятельства сложились так, что семье не оставалось ничего другого, как заселиться в недостроенный дом. Квартиру пришлось доводить до ума собственными силами: так и живут с электричеством (проведено только в одну квартиру), но без газа и воды.
По словам Жанны Шершневой, пострадавшей от той же компании, что и соинвесторы "ворошиловского" дома, люди уже не верят в благополучный исход дела: "Еще в 1998 году городская администрация выделила ОКСу Ленинского района участок под строительство. Мы смело отдали свои деньги муниципальному предприятию и заключили договор. На протяжении пяти лет ОКС ставил коробки домов, но не доводил строительство до конца: директор объяснял, что ему необходимо "застолбить" выделенные участки, но что скоро строители вернутся и доделают наш дом. Однако этого не произошло. В 2005 году мы случайно узнали, что ОКС преобразован в частное предприятие "Строймонтаж-99". Обратились в правоохранительные органы, но в возбуждении уголовного дела нам отказали. Из более чем десятка недостроев на сегодняшний день закончен только один - дом по улице Орджоникидзе, в долевом строительстве которого участвовали большие начальники".
Единым фронтом
До сих пор обманутые дольщики, которых, по разным данным, в Воронеже насчитывается около трех тысяч, пытались решить свои проблемы "в одиночку". Но, видя безуспешность попыток, товарищи по несчастью решили объединиться. Оказалось, что сделать это не так уж просто. По словам дольщиков жилищного кооператива "НПЧ-Строй", им наотрез отказались называть количество пострадавших - не говоря уже о предоставлении поименного списка. И тем паче было трудно установить связи с обманутыми инвесторами других нереализованных проектов. Однако, несмотря на все чинимые препятствия, люди сумели организоваться и с лозунгом "Жулье, верните наше жилье!" вышли на акцию протеста.
Правда, городские власти, не объясняя причин, не разрешили проводить митинг на центральной площади, и людям пришлось устраивать пикет у театра оперы и балета. Никто из чиновников к митингующим не вышел (хотя, к примеру, в воронежском архстройнадзоре есть целый отдел, курирующий "долевку"). Не появился и ни один из приглашенных руководителей строительных компаний.
Истории пикетчиков (компании, сроки строительства, суммы вложений) разные, но финал один: люди так и не дождались обещанного жилья. Некоторые, продав "обжитую" квартиру и вложившись в долевое строительство, вообще остались без крыши над головой.
Называют, как правило, две причины "незавершенки": либо у организации-подрядчика закончились деньги, либо возведение домов было приостановлено ввиду незаконного освоения участка.
Спасение утопающих…
Если ситуацию с незаконно застроенными участками местные власти в состоянии решить (хотя многие считают, что "индульгенция" задним числом подталкивает строителей к "пиратским" захватам земли), то куда сложнее обстоят дела с дольщиками, чья организация-застройщик оказалась банкротом. В Воронеже за всю десятилетнюю историю жилищных "дефолтов" способ исправить ситуацию нашли (ввиду большого резонанса) только для соинвесторов "Социальной инициативы". Местные власти бесплатно выделили крупной компании три земельных участка, а взамен строители обязались обеспечить людей жильем (правда, при условии дополнительной оплаты). На многочисленные обращения остальных пострадавших у чиновников один ответ: "Вы же добровольно отдали свои деньги. На что теперь жалуетесь?.."
Что примечательно: все недострои относятся к периоду до 2005 года. Напомним, что именно тогда вступил в силу Закон № 214 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", регламентирующий отношения застройщика и участников "долевки". Его основная цель - защитить интересы частных инвесторов и таким образом минимизировать число обманутых дольщиков. Строительная организация и дольщик, заключившие договор, обязаны обратиться в территориальное управление Росрегистрации, где в течение десяти дней документ регистрируют. Факт государственной регистрации - своего рода гарантия того, что в случае неисполнения обязательств со стороны застройщика он будет призван к ответу. К примеру, за невыполнение условий договора строительная компания вынуждена платить дольщику 60 процентов от суммы неустойки. За первый год действия закона в воронежском управлении ФРС было зарегистрировано менее 200 договоров долевого участия. Совсем немного - особенно если учесть, что за год в области возводится около 800 тысяч квадратных метров жилья, а "долевка" занимает 40-50 процентов строительного рынка. Такая пассивность частных инвесторов объяснялась просто: требования 214 закона распространяются только на те объекты, разрешение на строительство которых было получено после 1 апреля 2005 года. На сегодняшний день договоров зарегистрировано уже 6,5 тысячи. Причем в первом полугодии 2008-го специалисты УФРС отмечают небывалый рост регистрируемых договоров участия в долевом строительстве - на 56 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Татьяна Преснякова, представитель инициативной группы обманутых дольщиков:
- Областная и городская администрации уходят от обсуждения проблем обманутых вкладчиков долевого строительства и даже не пытаются разрешить кризис, затронувший тысячи воронежских семей. Мы обращались во все инстанции, в прокуратуру и УБЭП, но все бесполезно. В своей резолюции мы требуем, чтобы власти начали вести реестр обманутых дольщиков, чтобы провели расследование по фактам участия местных и региональных чиновников в коррупционных схемах, сопутствующих реализации строительных проектов и, наконец, чтобы нашли способы обеспечить пострадавших воронежцев жильем.
Андрей Померанцев, депутат городской думы, доцент архитектурно-строительного университета:
- Причина нынешней ситуации - в отсутствии в Воронеже нормативной базы, четко регламентирующей процесс строительства. Отсутствие системы приводит к хаосу: компания начинает строить, через год выясняется, что у нее нет разрешительной документации на участок, еще через год становится ясно, что там заправляют мошенники. К тому же незаконно начатое возведение жилья дает повод чиновникам мурыжить компанию и вымогать взятки: затягивается строительный цикл, дорожают материалы - идут большие финансовые потери, как результат - банкротство стройки и сотни обманутых дольщиков.
P.S.
Руководители крупных строительных компаний призывают воронежцев быть бдительными в связи с возможностью появления новых мошеннических проектов в сфере жилищного строительства. По мнению топ-менеджеров, демпинг на строящиеся квадратные метры в условиях финансового кризиса закончится очередной волной "долевого дефолта".