Жалобы калининградцев на качество медобслуживания вынудили руководителей городского здравоохранения посетить эти поликлиники лично. В рейд с ними отправился корреспондент "РГ".
Очереди в регистратуру и кабинеты, проблемы с записью к узким специалистам - на это калининградцы жалуются чаще всего. В инспекционную поездку, никого не предупреждая, отправились заместитель главы Калининграда по социальным вопросам Вячеслав Петроченко и руководитель управления здравоохранения Олег Тугушев.
За талоном спозаранку
Первая остановка - в поликлинике N 1, расположенной на улице Марины Расковой. Привычной утренней очереди в регистратуру, на удивление, здесь на сей раз не наблюдается. Объяснение нашлось быстро.
- У нас сегодня диспансеризация, - пояснили работники поликлиники. То есть, проще говоря, в этот день "с улицы" в кабинеты не попасть: врачи ведут плановые медосмотры горожан. Никакой информации на дверях поликлиники об этом нет, поэтому люди заходят и тут же уходят не солоно хлебавши. Впрочем, это не единственная "эксклюзивная" информация. Тетрадей записей к узким специалистам нет. Выясняется, что выкладываются эти листочки в определенные дни. К примеру, только в пятницу можно записаться к эндокринологу. Хотите попасть к кардиологу - приходите в понедельник.
- Это что же получается? Человек, не зная этого, должен приходить по два раза? В первый раз, чтобы узнать, когда можно записаться, а во второй - чтобы это сделать? - негодует Вячеслав Петроченко. - Работающим придется дважды отпрашиваться с работы.
- Правила не нами установлены. Обращайтесь к руководству больницы, - пожимают плечами работницы регистратуры.
- И обратимся, и примем адекватные меры, - грозятся проверяющие.
То, что в поликлинике тяжело попасть к профильным специалистам, подтверждает посетительница Ирина Владимировна.
- Не раз и не два приходится обивать порог, - рассказывает она. - Люди занимают очередь спозаранку, часов с 6 утра. Я дважды пыталась летом записать мужа к кардиологу. Но талончика мне так и не досталось. Пришлось идти в коммерческую клинику и платить немалые деньги. Разве это дело, зачем тогда нам полисы?
- Не дело. Вы должны получать гарантированную медицинскую помощь в полном объеме, - соглашаются Петроченко и Тугушев.
Первой поликлинике дали неделю на устранение замечаний. Главное среди них - возможность самозаписи во все дни работы поликлиники, в том числе и по телефону. Рекомендовано также завести в тетрадях графу - телефонный номер пациента. Обратная связь поможет отсеять тех, кто записался, но не сможет посетить врача в определенные часы. В это время можно будет принять другого больного. Впрочем, ничего новаторского в этой системе нет. Ее давно уже используют коммерческие лечебные учреждения.
Из скорой в неотложку
С улицы Расковой путь лежит на Университетскую. По дороге Олег Тугушев рассказывает о подготовке эксперимента по дублированию вызова со скорой на неотложную помощь.
- Треть тех, кто обращается в службу 03, не нуждаются в экстренном вмешательстве. Померить давление, снять боли при хроническом заболевании могут участковые врачи. Перенаправив им такие вызовы, мы сможем разгрузить скорую помощь и сделать ее работу эффективнее, - заверяет Тугушев.
В поликлинике N 2 обслуживается более 50 тысяч жителей Ленинградского района. В регистратуре небольшая очередь, с которой умело разбираются сотрудницы. Отдельный человек консультирует по телефону. На полке находим тетради записи к специалистам. К некоторым из них люди расписали графы аж до 27 октября.
- А что делать тем, кому нужно срочно попасть к врачу, а "окошка" нет? - интересуемся у главврача Елены Тихомировой.
- Проконсультироваться у участкового врача в день обращения, и в случае необходимости он вызовет специалиста или вне очереди отведет своего пациента для оказания срочной помощи, - заверила в отсутствии проблемы Тихомирова. Она рассказала также, что большим спросом у пациентов пользуется дневной стационар, где есть все необходимые препараты для лечения больных.
- Люди жалуются, что большие очереди на сдачу анализов и в процедурный кабинет. Почему это происходит? - не отстаем от главврача.
- Потому что все приходят к началу работы этих кабинетов, - объясняет она. - Отсюда и столпотворение. Сейчас мы пытаемся решить этот вопрос, возможно, введем запись по времени и на эти назначения.
Если занят телефон
В это же утро внеплановые проверяющие посетили детскую поликлинику N 2 на улице Леонова. Здесь порадовали отсутствие очередей и свежий ремонт. Для удобства посетителей устроен стол справок и выписки больничных листов, организована также предварительная запись к врачам. За смену поликлиника обслуживает до 500 ребятишек. В отделении этого мед-учреждения на улице Чернышевского находятся единственные в городе бассейны с гидромассажем для новорожденных и соляная пещера. Все эти процедуры выполняются по назначениям и бесплатно, заверили в поликлинике.
Беседуя с персоналом, Олег Тугушев сообщил, что в программе оказания гарантированной государством медицинской помощи в будущем году будут задействованы и шесть частных клиник. По новой системе финансирования деньги из фонда ОМС теперь идут за пациентом, и больницам выгодно оказывать как можно больше услуг. Но при этом учитываются не количественные, а качественные показатели.
- У нас разработаны критерии оценки работы врачей. Акцент делается на профилактическую работу, чем, впрочем, и должны заниматься поликлиники, - считает главврач Людмила Михайлова. Единственное, что ее волнует на сегодняшний день, - участие в программе коммерческих лечебных заведений: - Сегодня они работают, завтра - закрываются. А разгребать то, что они сделали или недоделали, приходится нам. А ведь речь идет о здоровье людей.
Попутно вырисовывается и еще одна проблема медучреждений. Это недостаток телефонных линий. До регистратур по одному номеру дозвониться сложно.
- Будем устанавливать в будущем году многоканальные АТС, - заверил глава управления здравоохранения.
Выезды в больницы руководителей города продолжатся. Их результаты будут оглашены на медицинском совете главных врачей муниципальных учреждений здравоохранения. Посмотрим, скажутся ли утренние обходы чиновников на качестве нашего мед-обслуживания.
Справка "РГ"
В реализации программы государственных гарантий оказания медпомощи населению Калининградской области в 2009 году будут участвовать 99 медицинских учреждений. В том числе государственных - 26, муниципальных - 55, ведомственных - 12, частных - 6. Новациями программы являются включение в систему ОМС фельдшерско-акушерских пунктов, службы скорой медицинской помощи города Калининграда, а также социально значимых видов медицинской помощи. В связи с этим существенно повысится размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения - с 1638,9 рубля в 2008 году до 3379,1 в 2009-м (на одного человека). Общая сумма страховых взносов составит в будущем году более полутора миллиардов рублей.