17.10.2008 03:00
Экономика

Правительство разработало правила субсидирования федерального бюджета

Правительство разработало правила субсидирования федерального бюджета
Текст:  Татьяна Конищева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4775)
Читать на сайте RG.RU

Теперь министерство финансов может обратиться к региональным властям с просьбой предоставить ему деньги, которые понадобятся для реализации федеральных проектов на их территориях. Сегодня "РГ" публикует постановление правительства, в котором прописаны правила заключения соглашений между центром и регионами о субсидировании федерального бюджета.

Напомним, что весной минфин внес в Госдуму поправки в Бюджетный кодекс, которые, на первый взгляд, казались техническими. В частности, речь идет о статье 138.1 Бюджетного кодекса. Однако на самом деле эта статья дает право забирать в Москву "лишние" деньги, образовавшиеся у региональных бюджетов для субсидирования федеральных программ. Неясно только, будет ли госказна возвращать эти деньги регионам. Прямого ответа на этот вопрос в Бюджетном кодексе нет. И не исключено, что регионы могут лишиться профицита своих бюджетов. Ведь когда вносилась поправка в Бюджетный кодекс, ситуация в экономике не была такой напряженной.

Тогда в минфине посчитали, что профицит бюджетов регионов в июле составил 473 миллиарда рублей, что на 200 миллиардов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. К тому же выяснилось, что доходы регионов растут успешно. Только три региона исполнили свои бюджеты с дефицитом, докладывал летом этого года

замминистра финансов Антон Силуанов. Ситуация с дефицитом, правда, не критична, объяснил он, так как региональные власти берут кредиты, за счет которых осуществляются расходы на развитие. Более того, объяснял он, несмотря на столь радужные финансовые перспективы, правительство одобрило распределение дотаций из федерального бюджета ряду регионов на обеспечение бюджетной сбалансированности.

Финансовые власти регионов в начале года действительно были "оглушены" нежданно свалившимися на них дополнительными доходами. Но уже к середине года приступили к разработке разного рода проектов по развитию. Для того, чтобы запустить механизм расходования этих средств, оставалось лишь принять соответствующие поправки в бюджеты.

Но не тут-то было. Разгорелся кризис ликвидности. И теперь "лишних" денег, по сути, нет. Надо помогать финансовому сектору справиться с проблемой. Чем сейчас и озабочены в минфине. К концу года российский корпоративный сектор должен выплатить по внешним долгам около 50 миллиардов долларов. К середине 2009 года российским компаниям предстоит рефинансировать задолженность на сумму порядка 360 миллиардов долларов. По подсчетам экспертов из UniCredit Aton, краткосрочная задолженность российских компаний составляет 62 миллиарда долларов. Так что 50 миллиардов долларов, которые правительство направило в ВЭБ, будут направлены на рефинансирование корпоративного долга, говорят эксперты, всем не хватит. Значит, по всей видимости, придется "добавлять еще". Но и федеральные программы сворачивать нельзя. Так что поправки в Бюджетный кодекс оказались как нельзя кстати. И на их финансирование могут быть мобилизованы региональные бюджеты.

Между тем

Объем международных резервов России с 3 по 10 октября сократился на 4,3 процента - на 15,5 миллиарда долларов. Таким образом, объем золотовалютных резервов на 10 октября составил 530,6 миллиарда долларов против 546,1 миллиарда. Совокупный внешний долг российского корпоративного сектора в сентябре текущего года достиг 541 миллиарда долларов.

Федеральный бюджет Канцелярия