17.10.2008 03:00
Экономика

В России появится закон о госрегулировании цен на социально значимые товары

Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4775) Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4775)
Читать на сайте RG.RU

1 декабря минпромторг направит в правительство свою версию законопроекта о госрегулировании торговли

В ближайший год мин-промторг России планирует разработать отраслевую стратегию развития торговли. Об этом "РГ" сообщил руководитель Департамента государственного регулирования внутренней торговли минпромторга Олег Сазанов. А пока в ведомстве подготовили финальную версию федерального закона "Об основах государственного регулирования и развития торговой деятельности".

Полемика о дискриминации отечественных производителей товаров со стороны торговых сетей привела авторов закона к мысли об ограничении их экспансии с помощью мер государственного воздействия. Это в свою очередь вызвало негативную реакцию со стороны игроков рынка. Они заявили, что административное вмешательство в такую чувствительную сферу бизнеса, как торговля, приведет к росту цен на товары, коррупции. Впрочем, весной этого года, когда законопроект вместе со всей торговлей "перешел" под "юрисдикцию" минпромторга, накал страстей несколько поутих.

Работу над новым вариантом закона возглавил Олег Сазанов. "РГ" обратилась к нему с просьбой прокомментировать ключевые параметры дорабатываемого варианта законопроекта.

Российская газета: Олег Юрьевич, прежний вариант предусматривал ограничение торговых наценок на социально значимые товары. Учтена ли эта мера в новой версии?

Олег Сазанов: В условиях рыночной экономики государственное регулирование цен путем ограничения торговых наценок может рассматриваться только в качестве крайней, временной меры влияния на рынок с целью достижения важнейших социально значимых целей. В данной редакции законопроекта такие нормы не предусмотрены. Будут они или нет - вопрос открытый. Недавно тема государственного регулирования цен обсуждалась с представителями регионов. Многие высказываются за то, что не надо вводить госрегулирование. А если и вводить, то только при каких-то определенных условиях, например, в случае гуманитарной катастрофы. Нам представляется, что если и говорить о каких-то формах регулирования цен в качестве способа управления рынком в чрезвычайных кризисных условиях, то оно должно предусматривать регулирование по всей товарной цепочке, начиная с производства товаров.

РГ: Олег Юрьевич, ваш переход с должности главы отраслевой ассоциации ритейлеров на должность руководителя профильного департамента министерства отдельные эксперты заранее расценили как сигнал того, что закон о торговле будет переписан, но уже в интересах крупных торговых сетей. Так ли это?

Сазанов: Закон разрабатывается прежде всего в интересах потребителей. В мире вы не найдете ни одной страны, где есть только одна форма торговой деятельности - рынки или сети. У людей должна быть возможность выбора. Поэтому мы за многообразие всех форм торгового бизнеса. За то, чтобы наряду с гипермаркетами и супермаркетами в России были и небольшие семейные магазины, фирменные магазины производителей, магазины и павильоны у дома. Современные сельскохозяйственные рынки, дефицит которых сегодня наблюдается, также нужно развивать, так как это важный канал дистрибуции, прежде всего для мелких товаропроизводителей.

РГ: Федеральная антимонопольная служба вынашивает планы прописать в новом законе нормы по снижению порога доминирования для торговых сетей на региональных рынках с 35 до 15 процентов. Как в минпромторге относятся к этой проблеме?

Сазанов: Наша версия законопроекта не предусматривает изменения установленных норм доминирования. В России существует базовый Федеральный закон "О защите конкуренции", который содержит достаточные гарантии по защите от дискриминационных действий. Конечно, у нас различается точка зрения с Федеральной антимонопольной службой, но мы готовы аргументировать свою позицию. Российский рынок торговых сетей в данный момент находится лишь в самой начальной стадии укрупнения и концентрации. В этом смысле отраслевая стратегия нужна для того, чтобы понять, как будет развиваться отрасль в перспективе на 5 - 10 лет вперед.

Для регулирования непосредственно рынка должны быть запущены механизмы отраслевой саморегуляции. Это, кстати, тоже один из ключевых моментов законопроекта. Не так давно, в конце сентября текущего года, представители саморегулируемых организаций - ассоциации и союзы торгового бизнеса при участии ассоциаций и союзов производителей сельскохозяйственной продукции - разработали проект положения о порядке доступа отечественной сельхозпродукции в торговые сети. Большой блок вопросов касается упрощения ее доступа в торговлю. В ближайшее время его планируется утвердить.

РГ: Будет это положение утверждаться минпромторгом, а следовательно, станет ли оно обязательным для всех торговцев?

Сазанов: Минпромторг утверждать этот документ не будет. Мы приветствуем такие договоренности на уровне саморегулируемых организаций. Подписывать и утверждать их будут сами союзы и ассоциации, для которых они и будут обязательны.

РГ: Представители малого и среднего бизнеса настаивают на квотах для отечественных производителей в торговле. Этот тезис нашел отражение в финальной версии законопроекта?

Сазанов: Предложение о квотировании, о котором вы говорите, не может получить поддержку, так как оно содержит признаки дискриминации. Объясню: если вы квотируете, например, наличие определенного товара, произведенного в конкретном регионе нашей страны, то другой такой же товар с такими же потребительскими характеристиками, а может быть и лучше, но произведенный в другом месте, не будет допущен в торговлю. Таким образом, не свой с точки зрения региона, но все же наш отечественный производитель будет ограничен в праве реализовывать товар на территории России. Такая поддержка "своего и здесь" создает хотя и невидимые, но все же реальные границы региональных рынков, при которых нельзя вести речь о едином экономическом пространстве.

Мы - одна страна, в которой не должно быть места для обособления и создания замкнутых локальных рынков.

РГ: Олег Юрьевич, и все же зачем государству с рыночной экономикой закон о торговле?

Сазанов: Закон - это инструмент, позволяющий отрасли развиваться. Ей необходим документ, в котором бы во избежание чрезмерного вмешательства государства в рыночные процессы четко прописывалась сфера ответственности органов государственной власти. В настоящее время в стране нет общих требований по организации торговой деятельности. С принятием закона они обретут нормативную форму и станут основой для формирования торговой инфраструктуры по единым для всей страны правилам.

Главная цель минпромторга - постараться создать условия, при которых отрасль будет отвечать всем потребностям и вызовам сегодняшнего дня. По ряду показателей развития торговли Россия отстает от многих европейских стран. Например, по обеспеченности современными торговыми площадями: разница огромная - в России на сто тысяч жителей приходится примерно две сотые одного гипермаркета, торгующего продовольственными товарами, а в Германии на то же количество людей - три гипермаркета. Разумеется, проблему дефицита торговых площадей не предлагается решать за счет строительства государством новых торговых центров. Ее должна решить сама отрасль, используя разнообразные стимулы, которые она получит в результате формирования нового торгового законодательства.

Товары и цены Госуправление