Это - уникальная группа в российской рок-музыке. Главный инструмент в ней не привычные гитары, а электродомра. Жаль только, что Светлана Чапурина, считающаяся одной из соперниц Земфиры в женском роке, не часто радует премьерами. Тем неожиданней ее новый альбом "Левая мечта".
Музыка, которую сегодня играют Чапурина и ее группа "Дочь Монро и Кеннеди", бесконечно далека от навязываемых массовой культурой стандартов и штампов. Трио в составе домра (на которой играет сама вокалистка и автор песен), бас и барабаны исполняет виртуозную рок-смесь, генерирующую с годами от фолк-панка к панк-лаунжу. По музыкальному содержанию, способам выражения у Чапуриной аналогов нет - она единственный в мире рок-исполнитель на электрической домре. Вокальная интонация ее песен - народный, причем не архаичный, а именно современный русский говор, полуречитатив-полузаговор. Мелодии, импровизации домры, коды композиций - словно с любовью сделанные точеные игрушки, - недаром Дмитрий Дибров во время одного из телеконцертов группы "Дочь Монро и Кеннеди" восхищался именно кодами песен. Редкая музыка, которая если задевает за живое, то задевает сразу и навсегда. Ведь Чапурина - рок-сказительница, ведунья, рассказывающая то истории из своей жизни, то страшную сказку, которая ой какой намек добрым молодцам и красным девицам. Нечто подобное - по внутреннему огню - делала, исполняя спиричуэлс, великая негритянка Мехелия Джексон, позднее - соул-звезда Трейси Чепмен. Из "белых" исполнителей память сразу подбрасывает "затертое", увы, сравнениями имя Дженис Джоплин и менее известное - Сэнди Денни. Не забудем великих русских фолк-певиц - например, Ольгу Сергееву, чей голос звучал в фильмах Андрея Тарковского.
Раньше главной претензией сторонних наблюдателей к записям "Дочери Монро и Кеннеди" был аскетичный саунд. На альбоме "Левая мечта" эта проблема решена, причем с какой-то необычайной легкостью и гармонией - в студии на песни наложены клавишные, гитары и некоторые тембры и ходы серьезно удивляют - кажется, что эти звуки всегда были тут. На новом альбоме есть множество персонажей - от давнего сказочного персонажа мухи Зои до футболиста Дэвида Бэкхема. А образная сфера песен в итоге напомнила фантасмагорический клубок сродни прозе братьев Стругацких или "пластилиновым" мультфильмам Татарского.
"Дочь Монро и Кеннеди" уже почти окончательно ушли от фолка и оказались где-то рядом с рок-романсом. Но остались прихотливые ритмические узоры, образы, вспышками освещающие путешествие по подсознанию, и взрослая, философски умиротворенная интонация очень взрослой девочки, у которой за плечами непростая жизнь. Не потому ли песни группы особенно по душе многим женщинам.
Это уже не андеграунд - тревожные и рваные песни Чапуриной, оставаясь иногда страшными по сути, звучат нездешне привлекательно - они словно созрели. Это вызревание - выход живой музыки и живой музыкальной мысли, казалось, окончательно укатанной под асфальт форматов и экспортной мишуры, на новый - серьезный уровень. "Левая мечта" - яркий и доведенный до логического конца шаг в череде контркультурных релизов, которые по внешним признакам трудно отличить от общекультурных. И, возможно, путь развития живого искусства, которое, несмотря на все коммерческие соблазны, растет, как сорная трава, синонимом жизни все равно пробивается к нам.