17.10.2008 01:00
Культура

Лучшие кукольники мира собрались на фестивале в Подмосковье

Лучшие кукольники из разных стран удивили зрителей Подмосковья
Текст:  Ирина Краева
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4775)
Читать на сайте RG.RU

Мытищи на несколько дней стали "кукольной" столицей. Международный фестиваль "Чаепитие в Мытищах" собрал лучшие кукольные театры России, Японии, Франции, Турции, Болгарии, Украины, Казахстана, Белоруссии.

"Кукольный форум проводим в нашем театре "Огниво" уже третий раз, - рассказал "РГ" заместитель директора Владимир Ефимов. - Идея фестиваля родилась во время реконструкции театра, когда появилось две сцены и установили современное оборудование. В организации этого праздника нам помогают минкультуры Подмосковья, Мособлдума и администрация Мытищинского района".

Мальчишек и девчонок порадовало появление на сцене Красной Шапочки, Мюнхгаузена, голого короля и других полюбившихся персонажей. Однако из 25 спектаклей 7 были рассчитаны прежде всего на взрослую аудиторию. Страсти и переживания царили здесь отнюдь не кукольные.

Фестиваль открыли "Вишневым садом" (постановка Мытищинского театра кукол "Огниво"). "Мне хотелось сделать спектакль не о каком-то мифическом светлом будущем, в которое уходят Аня и Петя, а о сегодняшнем дне, в котором мучается Лопахин, - делится режиссер Олег Жюгжда. - Спектакль получился именно о невозможности возврата прошлого, о том, что даже если ты вернешься туда, где когда-то в юности был счастлив, когда мир только начинал открываться перед тобой - ты никогда уже не будешь прежним. И в лучшем случае застанешь только пепелище и пни своего вишневого сада, который вырубили то ли по случайному совпадению, то ли по насмешке судьбы, то ли по твоей вине..." Абсолютной свободы не бывает - так утверждает в постановке "В ожидании Синдбада" народный артист России Станислав Железкин, художественный руководитель театра "Огниво". Без нравственных барьеров свобода превращается в свою противоположность, и тогда богатство становится людоедством, демократия - анархизмом, а любовь - разнузданной похотью.

Магия кукол и музыки, пластика артистов позволяют даже без слов называть вещи своими именами. Как это происходит, например, в спектакле "Каприч ио (двойной со сливками)" (постановка Курганского театра кукол "Гуливер"). Кукольники Рязанского областного театра и театра "Темпо" из Анкары предпочли говорить с помощью игры света и тени. Россияне привезли философский спектакль "Двенадцать" по поэме Александра Блока, а турки - сказочный "Карагез, Ведьмы и Индийский факир".

Кстати, зарубежные постановщики продемонстрировали пристрастие к русской классике. Например, французский театр "Шкатулка" пересказал "Лукавые сказки господина Пушкина", а японский Angelus - рассказ Антона Чехова "Устрицы"...

"Фестиваль завершился, - подводит итог Ефимов, - но аплодисменты в нашем театре не смолкают. Уверен, благодаря этому празднику у "Огниво" появились новые зрители. Мы поднимаем занавес вновь!"

Театр Московская область Столица