17.10.2008 02:00
Экономика

Разрешением проблем гражданской авиации займется Геннадий Курзенков

Глава Росавиации отправлен в отставку
Текст:  Ирина Игорева
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4775)
Читать на сайте RG.RU

Вчера "Российская газета" рассказала о мытарствах пассажиров компании "Интеравиа", которые больше недели не могут вылететь из столичного Домодедова. Причина - долги перевозчика за предоставленные аэропортом услуги. Люди устали быть заложниками хозяйствующих субъектов в небе и на земле.

Вчера же вечером премьер-министр Владимир Путин освободил Евгения Бачурина от должности руководителя Росавиации. И назначил на его место Геннадия Курзенкова, который до этого возглавлял Ространснадзор.

На посту в Росавиации Курзенкову придется, кажется, мобилизовать не только свои военные таланты, но и дипломатические, и экономические. Конфликты вокруг долгов авиакомпаний запутаны и не имеют простых решений.

Тем временем минтранс активно подключился к решению проблем "Интеравиа". Удалось изыскать деньги на проплату долгов компании как в аэропорту Домодедово, так и в Росаэронавигации. Как пояснили корреспонденту "РГ" в минтрансе, на счетах авиакомпании в Транспортно-клиринговой палате, которая выступает посредником между операторами по продаже билетов и перевозчиками, были деньги.

Их компания будет использовать для выплаты долгов уже сегодня. Кроме того, "Интеравиа" не намерена и в дальнейшем опускать руки, уже согласована на зимний период ее программа чартерных перевозок. Именно на нее и рассчитывает перевозчик при дальнейшей оплате топлива, услуг диспетчеров и аэропортов.

Что касается пассажиров, то им вчера начали возвращать деньги за сданные билеты, и появилась возможность улететь из Домодедова на самолетах других авиакомпаний.

Вчера вечером в Магадан вылетели два рейса из Москвы, а накануне еще один.

Что касается оставшихся, то их из аэропорта вывезли опять в гостиницы, конечно, не люксовые, но есть где поспать. Ведь накануне они остались ночевать в гостеприимном аэропорту.

Кроме того, между "Интеравиа" и "Сибирью" под покровом ночи заключено соглашение о вывозе пассажиров должника. "Сибирь" в порядке дозагрузки берет на свой борт пассажиров с билетами "Интеравиа" в города Сочи, Минеральные Воды и Махачкала. Как "Сибири" оплатят перевозку, в минтрансе не комментировали.

Из регионов сообщают, что министерство транспорта, связи и информатизации Республики Якутия приняло решение вывезти земляков республиканской авиакомпании "Якутия". Однако на свободные места в ее самолетах посадят в первую очередь тех, у кого билеты оформлены Транспортно-клиринговой палатой, так как при всех взаиморасчетах ее бланк действует во всех российских агентствах продаж перевозок.

Увы, констатируют эксперты, в России пока нет организации, которая бы занималась взаимозачетами между авиаперевозчиками. Международная ассоциация воздушного транспорта в рамках продаж перевозок на нейтральном бланке организовала взаиморасчеты между авиакомпаниями. То есть если одна компания не смогла перевезти пассажиров, то другая берет их на борт, а потом ассоциация еще в 1972 году была создана мировая нейтральная среда продаж авиабилетов. Увы, пока в странах СНГ и в России она не действует.

Что касается не коллективной, а индивидуальной ответственности бизнеса, то факты с задержками рейсов свидетельствуют не столько о кризисе в отрасли, сколько об одноразовости бизнеса, считают эксперты. Проблема "Интеравиа" и в ценах на керосин, и в неудачном финплане, но и в том, что за свой бренд российские бизнесмены не готовы отдать последнее, чтобы сохранить лицо. Тем более что компания является единственным перевозчиком, который летает напрямую из Магадана в Москву.

За счет того, что стоимость поездки меньше, чем на перекладных, ее рейсы пользуются популярностью. Так зачем особо напрягаться, государство поможет, пассажиры проглотят.

Многие ли из пассажиров "ЭйрЮнион" обратились в суд с претензиями к перевозчику? Нет. Приехали, и хорошо. Непритязательность россиян тоже играет роль. Конечно, суды дело хлопотное и затратное, но если не защищать свои права, то и дальше будет "авось перевезем" и "авось доедем".

Что касается ситуации с девятью компаниями, которые задолжали Росаэронавигации за обслуживание, то, по словам главы минтранса Игоря Левитина, задержек рейсов из-за этого не будет. Однако для того, чтобы стабилизировать ситуацию на рынке авиаперевозок, необходимо срочно пересматривать ряд законов, считает Левитин. Это продиктовано изменившейся финансовой ситуацией, а также увеличением стоимости авиатоплива, заявил он вчера. Речь идет прежде всего о налоговых льготах при закупках импортных самолетов и деталей к ним, а также о господдержке авиакомпаний при закупках топлива. По словам Левитина, работа над изменением законов идет в оперативном режиме - без длительного регламента, который положен в обычное время.

Тем временем

Транспортная прокуратура возбудила административные дела в отношении авиакомпании "Интеравиа" в связи с нарушением прав пассажиров по статье "Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением". Как пояснили вчера журналистам в Генпрокуратуре РФ, "в адрес руководителя данной авиакомпании внесено представление об устранении нарушений Закона "О защите прав потребителей".

По факту необеспечения пассажиров местами в гостиницах руководителю авиакомпании также внесено представление.

Кроме того, в связи с планируемым отказом "Колыманефтепродукт" заправлять самолеты авиакомпании "Интеравиа" топливом (из-за керосинового долга более чем 5 миллионов рублей) Магаданский транспортный прокурор объявил директору общества предостережение о недопустимости нарушения закона. В настоящее время проводится проверка действий топливной компании.

Авиатранспорт