17.10.2008 03:00
Экономика

Национальный центр авиастроения в Жуковском будут создавать компании с мировой известностью

К созданию Национального центра авиастроения привлечены компании с мировой известностью
Текст:  Александр Емельяненков
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4775)
Читать на сайте RG.RU

В ПОДМОСКОВНОМ наукограде Жуковском - пока еще не коронованной столице российского авиапрома - сделаны решительные ставки: выбраны компании-партнеры для участия в разработке концепции Национального центра авиастроения. Указ о его создании, напомним, подписан президентом России в феврале нынешнего года.

Как объявлено, генеральным консультантом в этом мегапроекте станет компания Deloitte & Touche. За юридические вопросы будет отвечать Ernst & Young, сотрудники которой уже давно освоились в российских реалиях. В вопросах использования недвижимости выбор пал на Jones Lang LaSalle. Архитектурная часть работ доверена бюро известного голландского архитектора Erick van Egeraat и российской группе ABD architects. Генеральный план города Жуковский будет разрабатывать НИиПИ градостроительства Московской области.

На разных стадиях будут задействованы и другие, в том числе российские проектные организации, рассказал в беседе с корреспондентом "РГ" президент некоммерческого партнерства "Национальный центр авиастроения" Тигран Алексанян. Это одноименное НП, созданное для управления проектом, учредили Объединенная авиастроительная корпорация, госкорпорация "Ростехнологии" и правительство Московской области. И тогда же устами председателя правления Объединенной авиакорпорации Алексея Федорова была поставлена задача разработать для центра эффективную инвестиционную, управленческую стратегию, увязать вместе градостроительные, правовые и финансово-экономические аспекты этого проекта.

И вот - первый этап позади: после серии консультаций с наиболее опытными и профессиональными участниками рынка отобраны компании-партнеры, имеющие безупречную репутацию и большой опыт в реализации крупных инфраструктурных проектов. Наблюдательный совет партнерства утвердил выбор этих компаний.

- С их помощью, - делится планами Алексанян, - к началу февраля, когда исполнится год со дня выхода указа президента, мы планируем разработать и представить на рассмотрение концепцию и свое видение такого центра.

В сорока километрах к востоку от Москвы на территории более 2 тысяч гектаров предстоит создать мощный и современный авиационный кластер: институты, филиалы основных фирм, работающих как в авиастроении, так и в смежных областях, а также современную промышленную, транспортную и социальную инфраструктуру. Такой центр призван объединить узами принципиально новой кооперации уже существующие в Жуковском легендарный ЦАГИ, Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова, а также Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М. Мясищева - со всем их научно-производственным и человеческим капиталом.

Неотъемлемой частью этого образования станет транспортно-выставочный комплекс "Россия". Его ближайшая задача - поднять на качественно новый уровень проходящие в Жуковском авиационные выставки и авиашоу. Сюда же в обозримом будущем должна переехать штаб-квартира Объединенной авиастроительной корпорации. А в самом городе и на примыкающих к нему территориях намечено построить производственные помещения и комфортабельное жилье для специалистов. Инициаторы проекта не исключают, что из Москвы сюда переместятся (или переведут часть своих подразделений) ведущие российские НИИ и КБ в области авиастроения, включая такие бренды, как "Туполев", "МиГ", "Ильюшин", "Сухой", не говоря уже о более мелких компаниях.

"У Жуковского есть все возможности стать динамично развивающимся центром авиастроения России, да и не только России - Европы и всего мира, - так оптимистично рисовал будущее глава правительства Владимир Путин, побывавший здесь еще в должности президента. - Это абсолютно реалистичный проект".

По словам Владимира Путина, создание Национального центра авиастроения может существенно продвинуть нас в достижении по меньшей мере двух стратегических целей. Во-первых, будут созданы условия для тесной ко операции и интеграции авиационной промышленности, науки и образования. Но для этого "формирование новой структуры производства должно быть согласовано с модернизацией технологической, исследовательской и экспериментальной сфер". То есть развиваться, двигаться вперед нужно по единым планам и единым программам. А во-вторых, взаимодействие с иностранными партнeрами, совместные с ними проекты должны в конечном счете способствовать развитию высокотехнологичной экономики.

Первоочередными объектами НЦА (с вероятным началом их сооружения уже в третьем квартале 2009 года), по словам Тиграна Алексаняна, станут штаб-квартира Объединенной авиастроительной корпорации, многофункциональный центр ОАК и ГК "Ростехнологии", а также выставочный центр.

Инфраструктура Авиатранспорт Московская область Столица