Наши отношения с Кубой за последние два десятилетия менялись беспрестанно. От официально узаконенных дружбы, братства, безвозмездной помощи и восторженного единомыслия советских времен мы перешли к взаимному недовольству, упрекам и острой критике в первые послереформенные годы. Лишь с наступлением нового тысячелетия они стали обретать ровный и объяснимый с точки зрения политической логики характер.
"Сегодня российско-кубинские отношения вступают в качественно новый этап своего развития, - сказал специальному корреспонденту "РГ" посол РФ на Кубе Михаил Камынин. - Не случайно премьер-министр подчеркнул недавно, что назрела необходимость восстановления их в полном формате.
- Мы не скрываем, что у нас есть интересы в этом регионе, в первую очередь интересы экономические, - продолжает посол. - Реализации их помогают и опыт, накопленный в годы масштабного советско-кубинского сотрудничества, и то, что на Кубе трудятся и специалисты, подготовленные в нашей стране, и используется оборудование, когда-то поставленное нами. Нам не приходится начинать с азов, проходить все этапы развития с нуля. Наверное, именно поэтому сейчас ощущается мощная динамика в восстановлении российско-кубинских связей. Созданы и активно работают межправительственные комиссии, которые определили базовые направления сотрудничества.
По словам Михаила Камынина, Куба стала одним из главных импортеров продукции российского авиапрома. Сейчас на кубинских гражданских авиалиниях летают три российских Ил-96, четыре Ту-204, размещены заказы еще на несколько лайнеров. Уже действует база по их ремонту и техническому обслуживанию.
Следующим перспективным направлением признана энергетика. Ведущие российские компании вместе с кубинскими коллегами рассматривают возможности создания совместных предприятий и консорциума, которые должны заняться нефтеразведкой, модернизацией уже действующих скважин, нефтегазопроводов, резервуаров и хранилищ.
- Мы стремимся наладить сотрудничество и в таких сложных и наукоемких областях, как биотехнологии, космос, информатика, телекоммуникации, связь. В ближайшие дни на Кубу прибывает делегация Роскосмоса для предметного обсуждения проектов в этой сфере. Реализованы первые проекты в области биотехнологий - за последний год более 20 миллионов россиян, главным образом детей, привиты вакцинами против гепатита-В, которые были произведены в Томске по кубинским технологиям. Как видите, от слов и переговоров мы переходим к конкретным делам. Ощутимо, на глазах, наше сотрудничество наполняется содержанием. Должен сказать, что все эти проекты взаимовыгодны, высоко эффективны. Работать над ними радостно, ибо видишь результаты труда, пользу, которую они приносят людям и государству.
Малиновым перезвоном колоколов, чистым многоголосием хора московского Сретенского монастыря ознаменовалось открытие в Гаване русской православной церкви Казанской иконы Божией Матери, первой в Карибском бассейне. Освящение храма стало кульминационным событием кубинской части программы Дней России в Латинской Америке, которые, кроме Кубы, пройдут еще в шести странах континента.
Удивительно, однако отношение коммунистических и официально атеистических властей Кубы к православной идее проведения Дней России на острове было доброжелательным и вполне серьезным. Еще более удивительно то, что рассказал об истории возведения храма митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, возглавляющий делегацию РПЦ. "Четыре года назад мне выпало встретиться с Фиделем Кастро, - говорил он красивым, глубоким, насыщенным интонациями голосом прирожденного оратора. - И Господь надоумил меня спросить кубинского лидера о возможности строительства православной церкви на Кубе. Реакция его была мгновенной: он не только приветствует эту идею, но и обещает, что за возведение храма возьмется кубинское правительство. Фидель Кастро считал, что со стороны кубинцев это естественный жест благодарности и признательности народу России, всем народам бывшего Советского Союза за то, что они сделали некогда для Кубы".
"Видите ли, Куба - не самая богатая страна в мире, - продолжал митрополит. - Тем ценнее и искреннее выглядит этот жест в наших глазах. Кубинцы - единственный на планете народ, который собственными усилиями построил русский православный храм на своей земле".
Присутствовавший на церемонии освящения президент Кубы Рауль Кастро отметил в своем обращении, что теперь на острове есть два символа России - кладбище, где покоятся останки советских солдат, о которых Куба помнит с благодарностью, и этот православный храм в историческом центре Гаваны.
Когда-то на острове размещалась советская мотострелковая дивизия, советские ракетные и артиллерийские батареи, радиолокационные станции слежения, военные аэродромы и морские базы. Вся эта армада не столько прикрывала Кубу, сколько, пользуясь крайне выгодным геополитическим положением острова и его близостью к Флориде, пугала США. За тридцать с лишним лет советского военного присутствия на Кубе образовалось целое кладбище наших ребят, легших в красную, терракотовую кубинскую землю. Потери эти не были боевыми - обычные потери мирного времени: болезни, несчастные случаи, неосторожное обращение с оружием, самоубийства. Тогда о них было не принято говорить и уж тем более упоминать в прессе. Кладбище было полулегальным - вроде бы и существовало, но под официальной завесой молчания. Уходя с острова в начале 90-х, о кладбище мы забыли. Могли бы забыть и кубинцы, ведь поступили мы с ними, мягко говоря, не очень хорошо, в одночасье прервав все контракты, отказавшись от всех обязательств и договоров. Но не забыли, сохранили и кладбище, и добрую память о русских солдатах и о русских вообще.
До сих пор к нам на Кубе относятся радушно и открыто. Хотя давно миновали времена официальной дружбы и братства, а русский язык и историю уже не изучают в обязательном порядке в средних школах, здесь никому и в голову не приходит называть те времена "советской оккупацией", возводить русофобию в ранг политики или требовать компенсаций. Были с той поры и периоды резкого охлаждения отношений между Москвой и Гаваной, и острая критика в адрес друг друга в прессе и с высоких трибун. Но простые люди, не занятые в политике, не меняли своего отношения к нам в зависимости от политических конъюнктур. Кубинцы умеют быть благодарными. Митрополит Кирилл называет это народной памятью, лучшим символом которой и служит возведенная руками кубинских рабочих православная церковь в Гаване.