21.10.2008 03:00
Экономика

Просьба машиностроителей снизить НДС будет рассмотрена в следующем году

Обращение машиностроителей с просьбой снизить НДС осталось без ответа
Российская газета - Спецвыпуск: №0 (4767)
Читать на сайте RG.RU

Правительство не утвердило ни одно из предложений по НДС, выдвинутое соперничающими минфином и минэкономразвития. Премьер-министр Владимир Путин не поддержал инициативу руководителя минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, настаивающей на снижении НДС до 12 процентов, но и не встал на сторону главы минфина Алексея Кудрина, который выступает против снижения налога. Окончательное решение вопроса об НДС снова отложено, на этот раз до будущего года.

Тем временем у сторонников снижения НДС появился новый союзник. Председатель Союза машиностроителей России Сергей Чемезов направил премьер-министру Владимиру Путину письмо, в котором предлагается немедленно решить вопрос об уменьшении ставки налога минимум до 12 процентов. Напомним, что ранее с аналогичным обращением выступила "Деловая Россия". Однако, по мнению экспертов, у представителей бизнес-сообщества не так уж много шансов быть услышанными властью.

Для того чтобы убедить российские власти действовать более оперативно, в письме используются интересные метафоры: "у летчиков есть такое понятие - "точка принятия решения". После прохождения этой точки остановить самолет уже невозможно. Сегодня мы близки к этой точке. Мы можем остановиться и остаться поставщиком энергоресурсов для развивающейся мировой экономики, а можем взлететь и стать одним из ее лидеров...

В своем письме машиностроители жалуются на высокое налоговое бремя. "Показательным примером неравномерной нагрузки на рентные отрасли машиностроения является отношение НДС к прибыли предприятий. По оценке, выплаты НДС в машиностроении составляют величину, эквивалентную почти 130 процентам прибыли отрасли, а в добывающих - только 18 процентов прибыли. Эффективная ставка НДС для машиностроения превышает средний уровень по экономике, а для добывающих отраслей не достигает среднего уровня", - отмечается в документе.

В результате предприятия машиностроения испытывают колоссальный дефицит инвестиционных средств. Это приводит к значительному удорожанию, а иногда и сворачиванию инвестиционных программ, создает серьезные трудности при реализации программ по улучшению труда, отмечается в письме. Инвестиции в основной капитал машиностроительных предприятий в 1,2 раза превышают объем прибыли в отрасли, в то время как добывающие отрасли инвестируют не более двух третей прибыли. Радикальное снижение ставки до 12 процентов сохранит у предприятий, нуждающихся в инвестициях, более 300 миллиардов рублей.

Пока же технологическое отставание отрасли усугубляется, издержки растут, а конкурентоспособность продукции падает. Учитывая спектр выпускаемой отраслью продукции, по мнению Сергея Чемезова, снижение налоговой нагрузки на отрасль становится вопросом национальной безопасности. "Проигрывая конкурентную войну, мы не просто теряем отечественное автомобилестроение, кораблестроение, самолетостроение и станкостроение. В результате мы становимся все более зависимыми от поставщиков - крупных транснациональных корпораций, а значит - от других государств и их политики по отношению к России. Мы начинаем терять позиции и на рынке вооружений", - отмечается в письме.

Недостаток средств создает трудности в реализации программ по улучшению условий труда. При этом по сравнению с сырьевым сектором в промышленности создается большее количество рабочих мест. На каждые 10 миллионов рублей выпуска в машиностроении приходится около 25 рабочих мест. Для сравнения: в добывающей промышленности на 10 миллионов рублей выпускаемой продукции приходится только три рабочих места.

Заместитель главы минэкономразвития Станислав Воскресенский подтвердил данные, изложенные в обращении Союза машиностроителей. "Расчеты МЭР показывают, что проблема НДС действительно является актуальной в обрабатывающих секторах, включая машиностроение. "Нерентные сектора в экономике обеспечивают более 60 процентов поступлений налога, а, например, торговля только 6 процентов", - говорит он.

В поддержку инициативы машиностроителей уже выступило РСПП. Значительное снижение НДС способно обеспечить структурные изменения в экономике за счет стимулирования инвестиций на развитие производства с высокой добавленной стоимостью. "Важно, что эта мера носит не отраслевой характер, а стимулирует определенный вид деятельности - переработку, то есть она обеспечит развитие углубленной переработки и в нефтегазовой отрасли, и развитие нефтехимии", - отмечается в заявлении РСПП.

Машиностроители не первые, кто выступил с подобным предложением. В документе, обнародованном "Деловой Россией" под названием "Надо спасать российское производство", также выдвигается требование снизить НДС до 12 процентов. В нем отмечается, что "успешная работа фискальных органов осенью 2007 года заставила практически все предприятия, ранее использовавшие "серые схемы", выплачивать зарплату с уплатой со всей суммы 18 процентов НДС и 26 процентов ЕСН. Это подтверждается ростом собираемости в первом квартале 2008 года НДС - на 58 процентов и ЕСН - на 53 процента". В результате рентабельность предприятий уменьшилась на 6-10 процентов, притом что ранее она составляла лишь 5-7 процентов. Таким образом, отмечается в обращении, многие российские производства стали нерентабельны, что дополнительно подтверждается увеличением импорта в первом квартале 2008 года на 42 процента.

По подсчетам "Деловой России", 40 процентов российских предприятий могут не дожить до конца года. Тогда налоговая база значительно сократится, и поступления резко упадут. Предпосылки к этому есть уже сейчас. Если за первые четыре месяца 2008 года рост поступлений составил 50,8 процента, то сейчас по итогам года семи месяцев он равен 37,3 процента, а к концу года будет еще ниже, отмечают предприниматели.

По мнению экспертов, обращение Союза машиностроителей так же, как и более раннее заявление "Деловой России", останется без ответа. Возрастание объема социальных обязательств, а также необходимость затрат в военной сфере не позволяют всерьез говорит о снижении налога. Тем более в условиях нестабильных цен на нефть.

Это еще раз подтвердило выступление вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина. После совещания у премь ера он отметил, что снижение НДС с 2010 года до 12 процентов, как предлагается в концепции долгосрочного развития России, автоматически приведет к выпадающим доходам в размере 1,8 процента ВВП, или 800 миллиардов рублей. В то же время даже по самым оптимистичным оценкам экспертов собираемость НДС не позволит компенсировать это снижение в течение 4 лет. "800 миллиардов - это не иголка в стоге сена, это не компенсировать", - сказал Алексей Кудрин.

Кроме того, с точки зрения минфина, НДС нельзя назвать вредным налогом. "Достаточно очевидно, что так называемое угнетающее воздействие НДС на отрасли, где высока доля добавленной стоимости, не более чем миф. Любому специалисту, понимающему механизм НДС, не надо объяснять, что налогоплательщик, получивший от покупателя какую-то сумму НДС, ровно эту сумму и уплачивает, разделяя ее между бюджетом и поставщиками", - пояснил замминистра финансов Сергей Шаталов.

Промышленность