21.10.2008 01:00
Власть

Леонид Радзиховский: Политически однополярный мир умер

Текст:  Леонид Радзиховский
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4776)
Читать на сайте RG.RU

Сейчас говорят, что ХХI век начинается с нового мирового экономического кризиса. Специалисты сошлись в том, что кризис фондового рынка и ипотеки + кризис банковский являются условием, необходимым и достаточным для начала кризиса "реального сектора" (как будто финансовый сектор "не реален"!). Приближающийся 80-летний юбилей Великой депрессии, видимо, будет отмечен не просто торжественно, а трагически.

Кризис 1929-1933 годов, который, как известно, начался с биржевых крахов на Уолл-стрит "посреди полного процветания", очень скоро стал и мировым, и системным. Социальный кризис, политический, МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ. Как говорится - "этап общего кризиса капитализма", начавшегося "закатом буржуазной Европы" в 1914-1917-1918 годах.

Да, капитализм особо болезненно реагирует на глобальный экономический кризис, потому что это - удар не только по желудку, но и по идее, благо идея капитализма в желудке и помещается.

Сила капиталистического потребительского общества - в его соблазнительно-грубой материалистичности. Этот символ веры доступен каждому, притягателен для всех. Тут нет мистических откровений религии. Капитализм не претендует и на логико-дедуктивную строгость (безумные амбиции "научного социализма"). Массовое потребительское общество - штука эмпирическая, оно "дано нам в приятных ощущениях", зрительных, слуховых, тактильных... Но капитализм - это не просто Большая Жратва. Это и Вера - вера в Справедливость капиталистического строя. "Справедливость" же понимается просто и жестко - как ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕИЗБЕЖНОСТЬ И НЕОДОЛИМОСТЬ (и в этом смысле соответствие Божественному замыслу). Критерий истинности потребительского западного капитализма - УСПЕХ. В этом смысле каждый бутик - маленький храм, а каждая продажа/покупка - молитва Богу Капитализма.

Слабость капитализма - ровно в этом же.

Неуспех. Кризис. Падение уровня жизни. Это не просто разорение, неприятность, неудобство... Это все маленькие удары по Вере в капитализм. Каждый закрытый бутик - брошенный Храм этой веры...

"Теория Маркса всесильна, потому что она верна" (Ленин).

Капиталистическое мировоззрение верно, потому что оно всесильно.

А если потребительский капитализм терпит эмпирическое поражение - то значит, он не всесилен? А если не всесилен, то значит - НЕВЕРЕН? Ведь никаких других аргументов, кроме успеха, силы, удобства, капитализм в свою пользу не предоставляет - да другие аргументы и не нужны.

Конечно, все признают (особенно в период процветания), что "вообще-то неизбежны" ошибки, спады, кризисы и т.д.

Но какой размер "ошибок" является критическим, чтобы вера надломилась? Сколько "Леман бразерсов" должны обанкротиться, чтобы несостоятельным должником был объявлен сам ПРИНЦИП, сам ДУХ капитализма? Никто заранее не знает... Но где-то есть черта, за которой количество переходит в качество - отдельные эмпирические провалы размывают веру в неизбежность и безальтернативность самого строя. Когда сверх какой-то критической массы разрушается тело капитализма, в обществе начинается цепная реакция распада Духа капитализма: ведь этот дух неотделим от тела. Разруха в сортирах порождает разруху в головах - а она резко увеличивает разрушение сортиров...

Попросту говоря - люди, массы людей, общество перестает верить в однополярный мир.

Однополярный мир капитализма - это не совсем то же самое (или даже совсем не то же самое), что однополярный мир, где господствуют США.

Да, США, Уолл-стрит - Мекка капитализма. Могущество США - военное, политическое, научное, технологическое и прежде всего экономическое - доказывало и доказывает Человечеству могущество, непобедимость, разумность и справедливость капитализма.

Но капитализм был до США, существуют разные модели, не только американская ("Юго-Восточные тигры", скажем).

Словом, ОДНОПОЛЯРНАЯ ВЕРА в капитализм - нечто более общее и глубокое, чем мир политического доминирования США.

Однополярная вера означает, что Человечество в целом с радостью или отвращением, но признает факт господства капиталистических ценностей в их современной модификации. Признает безальтернативность ("естественность") этих ценностей: открытого общества с преобладающим средним классом, технического/социального комфорта, демократии (выборов), гедонистического потребительства, свободного рынка, прав индивида и т.д. Конечно, разные общества преуспели на этом пути в разной мере, и "учителями" здесь - к страшному раздражению "учеников" - выступают те, у кого эти ценности зародились и более развиты, - белые западные страны. Но в чем-то главном все едины: социальная жизнь так или иначе строится и описывается в системе "капиталистических координат". И так и должно быть.

АЛЬТЕРНАТИВНОГО ПРОЕКТА сегодня - нет. А болтовня про "особые пути" обсуждению не подлежит - если не считать, что двойка - это "особый путь" пятерки.

И вот ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ наступающего кризиса может заключаться в том, что в ходе экономического САМОРАЗРУШЕНИЯ капитализма рискует развалиться система идеологических ориентиров Человечества. А других универсальных целей в социальной жизни - нет.

Когда был впервые, под влиянием бессмысленной бойни 1914 года, объявлен исторический дефолт капитализма, на замену ему был предложен Альтернативный проект, иная система целей и координат. Социализм в русском переводе - большевизм, ленинизм.

Когда в 1929-м, под влиянием "бессмысленной и беспощадной" финансовой бойни, капитализм второй раз дошел до идеологического дефолта, на замену ему был предложен Альтернативный проект, иная система целей и координат. Фашизм в немецком переводе - нацизм, гитлеризм (кстати, Гитлер говорил, что "национал-социализм" - это тот же коммунизм, очищенный от совершенно чуждого ему гуманизма и интернационализма, а Муссолини гордо называл себя "учеником Ленина").

Материальное и идейное банкротство фашизма и коммунизма увеличило моральную капитализацию капитализма, сделало его глобальным, укрепило веру в универсальность, безальтернативность принципов открытого общества, рыночной экономики, прав человека. Те страны, кто этих ценностей не признает (а вовсе не просто "гадят США"), называются ВНЕСИСТЕМНЫМИ, странами-изгоями.

Сейчас уже очевидно, что ПОЛИТИЧЕСКИ однополярный мир - умер.

Даже если допустить, что экономика США может укрепиться по итогам кризиса (скажем, у их конкурентов дела будут еще хуже), с их политическим доминированием (точнее, с мифом об их доминировании) - покончено надолго. Прежде всего от этой тяжести устали США - еще до того, как кризис вступил в острую фазу. И инстинкт самосохранения заставит их расстаться с ролью мирового жандарма.

Но что станет с ИДЕОЛОГИЧЕСКИ однополярным миром? Может ли кризис дойти до того, что будет подорвана вера в ЦЕННОСТИ современного капитализма?

И если идейное банкротство гедонистического капитализма произойдет, то какая "новая мысль", какой новый фашизм, религиозный фундаментализм и т.д. начнет экспансию? Или же нас ожидает период идеологического хаоса, когда ВСЕ ценности вдруг зашатаются, окажутся относительными и системы координат для описания социальной жизни вообще не останется?

 

Позиция Макроэкономика