21.10.2008 05:00
Экономика

Регионы могут предоставлять субсидии федеральному бюджету

Поправки в Бюджетный кодекс позволят рационально распределить заработанные регионами деньги
Текст:  Татьяна Конищева
Российская Бизнес-газета - : №0 (676)
Читать на сайте RG.RU

Финансовый кризис перевернул привычные представления о российских межбюджетных отношениях. Обычно регионы выстраивались в очередь в надежде получить дотации или субсидии из федерального бюджета. Теперь рассчитывать на получение денег из региональных бюджетов может сам российский минфин.

Соответствующие поправки в статью 138.1 Бюджетного кодекса были приняты летом текущего года. А на днях правительство подписало постановление, в котором описаны "правила заключения соглашений между федеральным органом исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ о предоставлении субсидий федеральному бюджету из бюджета субъекта РФ". Другими словами, что отныне регионы могут предоставлять субсидии федеральному бюджету на разного рода программы, относящиеся к компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Звучит парадоксально, так как до сих пор на практике финансовая помощь осуществлялась сверху вниз, но никак не наоборот. Однако, пояснили корреспонденту "Российской бизнес-газеты" эксперты, подобного рода практика появилась около четырех лет тому назад. Как раз тогда, когда реформа межбюджетных отношений шла полным ходом, и регионы, получив огромное количество полномочий или расходов, не могли набрать доходы для их исполнения. Речь, правда, шла о муниципалитетах, которых тот же Бюджетный кодекс обязал предоставлять субсидии региональным бюджетам. Сейчас этот механизм обкатали, наработали практику и решили перевести в верхний эшелон финансовой системы. И, что примечательно, проделана эта операция была в разгар кризиса ликвидности на российском финансовом рынке. То есть именно тогда, когда "спасительные" финансовые ресурсы, выделяемые центром, должны как можно быстрее попасть в регионы, конкретным банкам и предприятиям.

В общей сумме российским компаниям до середины 2009 года надо рефинансировать задолженность на 360 миллиардов долларов, передает агентство Прайм-ТАСС. На долю краткосрочной задолженности приходится 62 миллиарда долларов, посчитали эксперты UniCredit Aton.

Из федерального бюджета и Центробанка уже выделено порядка двух триллионов рублей, обещают дать еще триллион, что в общей сложности составит около 120 миллиардов долларов. Если добавить сюда еще кредит в 50 миллиардов, предоставленный ВЭБу для финансирования только внешних долгов реального сектора, то денег все равно не хватит. Придется, конечно, "распечатать" золотовалютные резервы. Отметим только, что сделать это непросто, поскольку они уже давно вложены в стремительно падающие западные ценные бумаги. То же самое можно сказать и о средствах фонда национального благосостояния, которые также "работают" на будущие поколения цивилизованных и совсем не бедных стран.

Что касается региональных бюджетов, то, по данным минфина, консолидированный профицит бюджетов субъектов РФ (включая муниципальные) к концу года составит 50-60 миллиардов рублей. Такой расчет ведомство делало, опираясь на итоги прошлого года. Однако, по уточненным данным, профицит только региональных бюджетов на 1 июля составил 473 миллиарда рублей против 270 миллиардов за аналогичный период прошлого года. Так что итоговую цифру регионалы могут довести до 100-120 миллиардов как минимум и до триллиона рублей при благоприятном раскладе. Правда, это немного в долларовом эквиваленте - всего-то около 30-40 миллиардов долларов. Но и эти деньги могут пригодиться центру. Долги-то у корпоративного сектора немереные. Причем столь высокая задолженность в 541 миллиард долларов накопилась буквально за последние два-три года.

Однако следует оговориться, что это всего лишь предположения. На деле все может оказаться совсем не так. И федеральный бюджет будет брать субсидии у регионов не для того, чтобы помочь российскому корпоративному сектору расплатиться с внешними долгами, а на какие-то иные цели. Например, на реализацию каких-либо федеральных проектов по причине того, что все свободные средства федерального бюджета оказались заняты. Верится в это, правда, с трудом. Тем более что чиновники видели, как нарастает снежный ком внешних долгов российских корпораций и банков и не высказывали при этом серьезной озабоченности. А на вопрос журналистов: "А не случится ли так, что предприятия и банки не смогут расплатиться по долгам и за них это сделает государство, ведь речь идет в первую очередь о госкорпорациях?" ответ был один: "Нет".

К слову, вице-премьер - министр финансов Алексей Кудрин предлагал в свое время не просто ограничить, а вообще запретить госкомпаниям брать иностранные кредиты. Законодатели его, правда, не поддержали. Не проходило и месяца, чтобы кто-либо из высшего руководства ЦБ не говорил о том, что банки напропалую лезут в долговую яму. В начале текущего года уже глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин начал бить тревогу по поводу растущей задолженности корпоративного сектора, предложив проверить, сколько и на какие цели берутся западные кредиты. Все предупреждения оказались тщетными.

наша справка

Из статьи 138.1 Бюджетного кодекса

Под субсидиями федеральному бюджету из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые федеральному бюджету из бюджета субъекта РФ в целях софинансирования исполнения расходных обязательств РФ, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти РФ, в случаях, установленных федеральными законами.

Из статьи 142.2 Бюджетного кодекса

Законом субъекта РФ может быть предусмотрено перечисление в бюджет субъекта РФ субвенций из бюджетов поселений или муниципальных районов (городских округов), в которых в отчетном году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законом субъекта РФ.

Указанный уровень не может быть установлен ниже двукратного среднего соответственно по поселениям или муниципальным районам данного субъекта РФ уровня в расчете на одного жителя.

Макроэкономика Бюджеты регионов Регионы