21.10.2008 01:00
Экономика

Подвижной состав российских железных дорог будет полностью обновлен к 2030 году

Российская газета - Спецвыпуск: №0 (4767)
Читать на сайте RG.RU

К 2030 году подвижной состав российских железных дорог будет полностью обновлен. Об этом и многом другом рассказывает старший вице-президент ОАО "РЖД" Валентин Гапанович.

Валентин Александрович, какова динамика обновления парка подвижного состава компании?

Обновление парка подвижного состава - одна из важнейших задач, которая стоит перед компанией. Переходный этап экономики страны 90-х годов негативно отразил ся на состоянии железнодорожной отрасли. На железных дорогах эксплуатировался подвижной состав, выпущенный еще в советский период, и пополнение парка практически не проводилось.

Ситуация стала меняться лишь несколько лет назад, в том числе благодаря реформированию железнодорожной отрасли и образованию ОАО "РЖД". За 5 лет, прошедших с момента образования ОАО "РЖД", на сеть дорог вышли более 900 новых локомотивов, более 48 тысяч грузовых и около 4 тысяч пассажирских вагонов, более 3,5 тысячи секций моторвагонного подвижного состава. В течение 2008 года компанией будет закуплено 500 локомотивов, порядка 11,3 тысячи грузовых вагонов, более 1000 пассажирских вагонов и около 830 единиц моторвагонного подвижного состава.

В последующие годы согласно "Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года" мы намерены полностью обновить подвижной состав: исключить из парка технически и морально устаревшие образцы техники и закупить новые локомотивы, грузовые и пассажирские вагоны. Так, до 2030 года на сеть дорог планируется поставить более 23 тысяч единиц локомотивов, более 900 тысяч единиц грузовых вагонов и около 29,5 тысячи единиц пассажирских вагонов.

Для выполнения намеченных целей совместно с производителями железнодорожной техники мы рассчитали перспективную загрузку предприятий машиностроительного комплекса на многие годы вперед. Это позволит сбалансированно выводить на сеть дорог новый, технически усовершенствованный подвижной состав.

Такой технически усовершенствованный подвижной состав уже эксплуатируется или речь идет о будущем?

Уже сейчас на сети дорог работает грузовой подвижной состав с улучшенными эксплуатационными характеристиками. Например, с 2004 года мы закупаем полувагоны, в конструкции которых применена новая модель тележки. Это позволяет увеличить пробег вагона от постройки до первого планового ремонта до 500 тыс. км.

Сейчас основное направление для компании в сфере грузовых перевозок - переход на повышенную осевую нагрузку. Уже сегодня разработаны, прошли полный цикл заводских и пробеговых испытаний тележки грузовых вагонов с нагрузкой на ось 25 тс. Кроме того, ведутся работы по созданию тележек, обеспечивающих эксплуатацию грузовых вагонов с нагрузкой на ось 27 тс и 30 тс. Разработана конструкция тележек для грузовых вагонов, курсирующих со скоростями до 140 км/ч и тележек с пониженным воздействием на путь. Все это позволит сократить затраты на эксплуатацию и повысить экономическую эффективность перевозок.

Для того, чтобы водить такие составы, необходимы и локомотивы более совершенных конструкций?

Да, конечно. Сейчас российские машиностроительные предприятия предлагают все новые и новые модели локомотивов. Например, в мае 2007 годы между ОАО "РЖД" и ЗАО "Трансмашхолдинг" был подписан контракт на разработку и поставку до 2015 года более 800 локомотивов четырех новых модификаций.

Новый тяговый подвижной состав выйдет на сеть дорог уже в самое ближайшее время. Во втором полугодии мы начали испытания новых образцов тягового подвижного состава. В августе на Западно-Сибирской дороге проводились испытания двухсекционного электровоза постоянного тока 2ЭС4К производства Новочеркасского электровозостроительного завода. В октябре на Свердловской дороге начнется опытная эксплуатация двухсекционного грузового тепловоза серии 2ТЭ25А Брянского машиностроительного завода. А в декабре на Московской дороге будет проходить испытания опытный образец двухдизельного маневрового тепловоза ЧМЭ3.

Валентин Александрович, на прошедшей недавно выставке "Иннотранс-2008"

ОАО "РЖД" представило принципиально новый вид локомотива - газотурбовоз. Расскажите, пожалуйста, каковы его преимущества.

Газотурбовоз, как понятно из его названия, использует в качестве топлива сжиженный природный газ. Он состоит из двух секций: в одной размещена турбина и силовой блок, в другой - емкость для топлива объемом 17 тонн. Мощность газотурбовоза составляет 8300 кВт, одной заправки хватает на 750 км. Локомотив может водить грузовые составы со скоростью до 100 км/ч. В течение 2008 года мы провели ряд испытаний, в том числе и в полевых условиях: в июле на участке Кинель - Жигулевское море Куйбышевской железной дороги газотурбовоз провел грузовой состав весом 3 тысячи тонн.

Основное преимущество эксплуатации газотурбовоза - снижение энергетических затрат, сокращение финансовых и трудовых затрат при техническом обслуживании. Мы планируем эксплуатировать этот вид локомотива в первую очередь в Сибири, где имеются богатые запасы природного газа.

Когда началась работа над проектом и кто разработал газотурбовоз?

Создание газотурбовоза - плод работы целого ряда исследовательских институтов и предприятий. Разработка началась в декабре 2006 после того, как ОАО "РЖД" и Самарский научно-технический комплекс имени Н.Д. Кузнецова подписали соглашение о совместном создании газотурбовоза. К тому времени специалисты комплекса уже создали действующий газотурбинный двигатель и блок силовой секции.

Разработчиком проекта выступил Всероссийский научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт. Генератор разрабатывался на Лысьвенском электротехническом заводе, а опытный образец был собран на Воронежском локомотиворемонтном заводе.

Железные дороги