В начале октября в Москве на базе Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия прошла четвертая научно-практическая конференция "Научно-технические аспекты обеспечения безопасности при уничтожении, хранении и транспортировке химического оружия".
В работе конференции приняли участие около 100 ученых и специалистов из 40 организаций, участвующих в президентской Федеральной целевой программе (ФЦП) "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", представители регионов, на территории которых размещены объекты по хранению и уничтожению химического оружия, федеральных органов исполнительной власти и РАМН.
В рамках работы конференции были рассмотрены проблемы обеспечения безопасности при уничтожении, хранении и транспортировке химоружия, детоксикации отравляющих веществ, а также обсуждены медико-биологические вопросы УХО. Кроме того, участники конференции были проинформированы о ходе выполнения Российской Федерацией третьего этапа обязательств по Конвенции о запрещении химического оружия.
Как отметил в своем выступлении директор департамента реализации конвенционных обязательств Министерства промышленности и торговли РФ Виктор Холстов, ценой огромных усилий всех задействованных министерств и ведомств федеральная целевая программа в 2007 году получила значительный положительный импульс и была признана правительством страны одной из наиболее успешно реализуемых целевых программ. Такая же тенденция наблюдается и в нынешнем, 2008 году. Выполнение Россией ФЦП в соответствии с международными обязательствами вступает в решающую стадию - к 31 декабря 2009 года должно быть уничтожено 45 процентов запасов химического оружия или 18 тыс. тонн ОВ, а в 2012 году - весь химический арсенал. По состоянию на 1 октября 2008 года в России уничтожено 11 648 тонн отравляющих веществ, что составляет 29 процентов от общих запасов химоружия. На объекте "Камбарка" уничтожено 96,2 процента хранящихся там отравляющих веществ, на объекте "Марадыковский" - 63,8 процента.
НИОКР и химразоружение
На конференции отмечалось, что обеспечение выполнения Россией обязательств по Конвенции о запрещении химического оружия явилось сложнейшей научно-практической и экономической задачей. К моменту вступления Конвенции в силу отсутствовала необходимая материальная база, реализующая технологии промышленного уничтожения ОВ, и соответствующая материальная база, ощущался недостаток финансирования. Успешная реализация задач в кратчайшие сроки стала бы невозможной без осуществления четкой и внятной научно-технической политики в области уничтожения химического оружия.
Особая роль в ее реализации принадлежит научно-техническому центру Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия. С момента своего формирования центр, в сентябре этого года отметивший свое семилетие, осуществляет выработку научно-технической политики в области уничтожения химического оружия, является головной научно-исследовательской и аналитической организацией, осуществляющей научно-техническое сопровождение НИОКР, выполняемых в рамках ФЦП, обеспечивает координацию деятельности привлеченных к программе научных организаций.
В зависимости от достигаемых целей в реализации научно-технической политики в области уничтожения химического оружия можно выделить два этапа, отличающихся приоритетами по направлениям исследований. Первый этап реализации научно-технической политики связан с выполнением 1-го, 2-го и отчасти 3-го (до 2009 г.) этапов выполнения обязательств по конвенции в рамках федеральной целевой программы. Основной упор в научных исследованиях был сделан на создание технологий уничтожения химического оружия и ликвидации бывших объектов его производства, систем промышленной и экологической безопасности, разработку норм и правил санитарно-эпидемиологического контроля.
Проведенный комплекс НИОКР позволил в крайне сжатые сроки принять научно обоснованные проектные решения по созданию объектов по уничтожению химического оружия, создать технологии детоксикации отравляющих веществ и переработки продуктов, образующихся в процессе их уничтожения, которые уже реализованы на существующих объектах или реализуются при строительстве оставшихся. Начиная с 2001 года выполнено 103 научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Работы носили конкретный, прикладной характер и были направлены на решение практических задач химического разоружения. В ходе проведенной в 2008 году инвентаризации результатов интеллектуальной деятельности выполнения комплекса НИОКР за 2001-2007 гг. выявлено 154 результата этих работ, требующих правовой охраны на международном уровне. 111 из них могут быть классифицированы как изобретения.
Как было отмечено на конференции, в целом проведенный комплекс НИОКР обеспечил выполнение Россией 1-го и 2-го этапов международных обязательств в области уничтожения запасов химоружия. Одновременно был создан научный задел для выполнения в установленные сроки 3-го и 4-го этапов по Конвенции и работ по федеральной целевой программе.
С 2009 года начинается второй этап. Приоритет будет отдан НИОКР в интересах вывода объектов по уничтожению химического оружия из эксплуатации, реабилитации загрязненных территорий, выработке предложений по их перепрофилированию, переходу к выпуску востребованной продукции оборонного или гражданского назначения с использованием производственной, инженерной и социальной инфраструктуры бывших объектов УХО.
Кроме того, предстоит решить задачи по безопасной утилизации и вовлечению в хозяйственный оборот отходов, в частности металлоотходов, в качестве вторичного сырья для металлургических предприятий, а также по получению из продуктов, образующихся при уничтожении запасов химического оружия, различных материалов.
На настоящий момент НИОКР по второму этапу на практике уже ведутся. Разрабатывается технико-экономическое обоснование на вывод из эксплуатации объекта "Горный" и ликвидацию последствий его деятельности, для чего уже осуществлены соответствующие научно-исследовательские работы по обследованию территории, зданий и сооружений, получены необходимые исходные данные. В следующем году на объекте уже начнутся практические мероприятия. Одновременно будет начата разработка аналогичного технико-экономического обоснования для объекта "Камбарка".
На повестке дня - вопрос конверсии
Отдельно следует остановиться на вопросе, который все чаще задается по мере выполнения федеральной целевой программы - на какой вид деятельности будут перепрофилированы объекты по уничтожению химического оружия после завершения их эксплуатации и ликвидации последствий их деятельности. Заводы УХО - это огромные материальные ценности. Как было сообщено на конференции, общий объем капитальных вложений, предусмотренных для строительства объектов УХО (без учета расходов на развитие социальной инфраструктуры), в настоящее время увеличен и составляет более 100,4 млрд рублей. А после прекращения деятельности объекта подлежат утилизации только около 15 процентов его оборудования. На этот вопрос предстоит дать ответ исследованиям в рамках второго этапа. Представители регионов, заинтересованных организаций подают много обоснованных предложений по использованию инфраструктуры объектов в интересах экономики регионов. Но вместе с тем нельзя забывать, что объекты по уничтожению химического оружия могут представлять интерес и для государственных нужд, а также для обеспечения обороноспособности государства.
Поэтому научно-исследовательские работы, запланированные на 2009 и 2010 годы, основной своей целью будут иметь не выбор конкретной технологии для перепрофилирования конкретного объекта УХО. Сначала следует провести инвентаризацию его имущественного комплекса, определить потребность государства в этом объекте, а также совместно с представителями регионов и заинтересованных местных организаций выявить наиболее значимые с экономической или социально-экономической стороны инвестиционные проекты. Как известно, Федеральный закон "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации" утратил силу, поэтому говорить исключительно о государственной поддержке перепрофилирования бывших объектов УХО на выпуск продукции гражданского назначения в настоящее время не приходится. Для перепрофилирования объектов могут быть задействованы различные инвестиционные механизмы, не исключая и частно-государственное партнерство, а также широкие возможности сформировавшегося в России рынка. При этом не отвергается заинтересованность и самого государства в этих объектах для общегосударственных нужд, выполнения важнейших программ международного или федерального значения, а также для их использования в интересах обороны и безопасности государства.