В областном центре полным ходом идет демонтаж трамвайных рельсов.
Вчера "ликвидационные" работы стартовали на промежутке от улицы Новосибирской до улицы 20-летия Октября, где протяженность трамвайных путей составляет более четырех километров.
Этот процесс муниципальные власти многообещающе называют благоустройством.
Улица Лебедева, где сегодня разворачивается операция "ликвидация", - главная транспортная артерия, связывающая густонаселенный район Машмет с центром города. Здесь каждый день образуются многокилометровые заторы. Для того чтобы расширить пути для автомобильного потока, власти затеяли демонтаж трамвайных рельсов. Тем более что, согласно обнародованной концепции развития пассажирского транспорта на 2009-2012 годы, трамваю нет места в Воронеже будущего. Во всяком случае, на сегодняшний день возрождение самого вместительного и экологически чистого пассажирского транспорта в мэрии считают невозможным и делают ставку на троллейбус. Последний, по словам генерального директора МУП "Воронежпассажиртранс" Александра Юрова, значительно дешевле в запуске и эксплуатации, к тому же, двигаясь в одном транспортном потоке с автомобилями, создает меньше помех на дорогах. В любом случае, считают городские власти, возрождение трамвая - сверхдорогой и непосильный проект для местного бюджета, которому нужны инвесторы. Но желающих как не было, так и нет.
Кампания по демонтажу, как ранее сообщала "РГ"в № 188, стартовала еще в августе, когда мэрия, ссылаясь на необходимость капитальной реконструкции улицы 20-летия Октября, одобрила снятие рельсов. Тогда не обошлось без скандала: на "место происшествия" прибыл и попытался помешать "демонтажникам" конкурсный управляющий "Воронежгорэлектротранса" Вячеслав Рябцев, который имел свои виды на трамвайное имущество. Тем не менее работы продолжились: управляющему разрешили забрать рельсы (входят в конкурсную массу) при условии, что он заплатит за их демонтаж и хранение.
Как сообщил руководитель управления дорожного хозяйства и благоустройства Александр Глотов, в следующем году рельсы исчезнут с улиц Остужева и 9 Января.
Справедливости ради надо сказать, что по многим магистралям, подвергшимся "благоустройству", трамваи, которых в Воронеже осталось меньше 40 (да и те изношены), не ходят уже несколько лет.
Между тем, по мнению активистов движения "Воронежцы за трамвай", расходы на демонтаж линий и восстановление дорожного полотна сопоставимы с расходами на восстановление трамвайной сети. Общественники уверены, что "организация эффективной и исправно функционирующей системы организации городских перевозок в крупном городе невозможна без трамвая".
Александр Юров, гендиректор МУП "Воронежпассажиртранс":
- Мы действуем исключительно в рамках городской программы благоустройства. После демонтажа верхнего трамвайного полотна будем приводить в порядок проезжую часть.
Антон Буслов, зампредседателя общественного движения "Воронежцы за трамвай":
- Демонтаж трамвайных рельсов проблему пробок не решит. Поскольку непродуманная система организации пассажирских перевозок подталкивает население к автомобилизации. Людям не хочется ехать в давке в маршрутках, и они покупают автомобили, справедливо полагая, что лучше "переждать" пробку в собственном авто, чем в общественном транспорте. А, к примеру, в Европе для пассажирского транспорта, наоборот, создают благоприятный режим. В частности, трамваям выделяют обособленную, не зависящую от пробок, линию. Продают проездные абонементы - одним словом, делают все, чтобы горожанам было комфортно пользоваться именно общественным транспортом. К слову сказать, Воронеж сегодня - единственный в России крупный город, где нет проездных.