Главное в подушевом финансировании, пожалуй, то, что школы станут получать деньги из бюджета в зависимости от количества учеников, которые там занимаются.
А еще это новые принципы начисления заработка учителям. Помимо так называемых стандартных образовательных услуг - "ученико-часов", общий доход учителя будет складываться из оплаты классного руководства, проверки тетрадей и внеклассной работы. Предусмотрены премии за инновационные подходы в преподавании и особые успехи подопечных.
- Тот, кто занимается только уроками, гарантированно получит деньги только за уроки, - говорит министр образования Свердловской области Валерий Нестеров.
Руководство региона надеется, что новая система финансирования даст талантливым педагогам дополнительные стимулы для воплощения своих идей, нивелирует непростительную дискриминацию педагогов дошкольного образования и начальной школы.
- Важно отметить, что подушевое финансирование - это не все деньги, которые получит та или иная школа, - подчеркивает Валерий Нестеров, - а только субвенции области на реализацию основных общеобразовательных программ.
Как и прежде, муниципальные бюджеты будут выделять школам средства на содержание зданий, на оплату коммунальных услуг и текущих расходов. А областная казна, помимо реализации государственного стандарта общего образования, оплатит часть хозяйственных расходов на укрепление материально-технической базы школ, на капитальный ремонт зданий.
Поскольку Свердловская область вводит подушевое финансирование вслед за некоторыми другими субъектами Федерации, организаторы образования попытались учесть опыт первопроходцев. Например, обратили внимание на то, что в регионах, где уже действует новая система оплаты труда, стали появляться необычные учебные дисциплины. Так, в Башкирии детей стали учить пчеловодству, а в Самаре - менеджменту по переработке отходов, ведь зарплата зависит от количества ученико-часов. В министерстве образования твердо заявляют, что нормативы для реализации основных общеобразовательных программ рассчитаны исходя из стандарта общего образования. И все, что превышает государственный образовательный стандарт, из областного бюджета финансироваться не будет.
Как уже выяснилось, подушевое финансирование заметно влияет на судьбу малокомплектных школ. В областном министерстве образования заверяют, что для учителей таких школ на Среднем Урале будет введен повышающий коэффициент. Но в постановлении № 935 правительства области, которое посвящено подушевому финансированию, не предусмотрено никакого коэффициента. Если это и будет сделано, то позже.
Областные власти надеются, что модернизация образования создаст конкурентную среду. Школы должны будут бороться за своих учеников. Если новая система войдет в силу, престижным лицеям и гимназиям будет невыгодно отказываться от детей. Тогда "обычным" школам, которые и так получают мало денег из бюджета, придется сильнее затянуть пояса.
- У нас своя специфика образовательного процесса, отличающаяся от общеобразовательных школ, поэтому трудно сказать, как повлияет новшество на нас, - говорит директор екатеринбургской музыкальной школы № 1 Наталья Зворская.
Но в регионе подумали и о таких учебных заведениях. Существует документ, призванный обеспечить переход школ искусств на новую систему оплаты труда. Это "Методические рекомендации по финансированию детских школ искусств (ДШИ)".
- Осуществить все, что здесь предлагается, к сожалению, невозможно, - сетует директор Свердловского областного методического центра по художественному образованию Виктор Матияш. Действительно, чтобы перейти от слов документа к делу, нужно увеличить финансирование ДШИ в два с половиной раза. Пока таких денег у муниципалитетов нет.
"Методические рекомендации" рассчитаны на идеальную школу искусств, в которой есть и педагоги-психологи, и методисты, и режиссеры, и дирижеры, и балетмейстеры.
Новая система, скорее всего, принесет перемены в штатное расписание школ. Не исключено, что каким-то преподавателям предстоит распрощаться со своим рабочим местом. Если в школе более одного учителя изобразительного искусства, информатики, музыки или физкультуры, то "лишние" могут попасть под сокращение. То же самое ждет и школьных психологов. С "теплых местечек" уйдут многочисленные заместители директоров - в некоторых школах их бывает по восемь.
- Каждому гражданину РФ государство гарантирует право на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней, - подчеркивают в региональном министерстве образования. - Поэтому содержание за счет областного бюджета "армии" социальных педагогов, психологов, педагогов дополнительного образования (должностей, характерных для других типов и видов образовательных учреждений) в школе экономически неоправданно, но возможно, только уже за счет средств муниципального бюджета.
Кстати
Переход на подушевое финансирование коснется и частных школ. Как отмечалось на прошедших в Екатеринбурге публичных слушаниях по проблемам образования, в реформе заложен принцип оплаты услуг, предоставляемых всем без исключения школьникам. В настоящее время на Среднем Урале функционирует 11 негосударственных образовательных заведений, большинство которых расположено в Екатеринбурге.