Один из самых известных музыкальных фестивалей России - Гаврилинский - в пятый раз прошел в Вологде, на родине композитора Валерия Гаврилина.
За свою короткую девятилетнюю историю этот проект, начинавшийся в 1999-м, в год смерти композитора, приобрел масштаб развернутого мультижанрового фестиваля с международным статусом. V Гаврилинский собрал в Вологде более 600 российских музыкантов, исполнителей из Латвии и Португалии. А афиша фестиваля выглядела нестандартно, сочетая титульное имя Гаврилина с музыкой Баха, Бетховена, Рахманинова, Чайковского, Вагнера, Денисова, Шнитке, концерты хоровой, симфонической и инструментальной музыки - со звонами колокольни Софийского собора, выступления музыкантов в Вологде - с их концертами в Череповце. Помимо выступлений - мастер-класс пианиста Андрея Диева, "круглый стол" по проблеме "Культура и СМИ", Гаврилинские чтения, выставка фоторабот Андрея Устинова "Территория музыки". Финалом же фестиваля стало эксклюзивное событие - мировая премьера новой партитуры, специально заказанной фестивалем, а точнее - губернатором Вологодской области Вячеславом Позгалевым, композитору Александру Чайковскому, - Увертюра для симфонического оркестра "Вологодские кружева". Премьеру партитуры подготовил Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр под управлением Мурада Аннамамедова. Саму же рукопись "Кружев" после премьеры губернатор передал в Вологодский музей-заповедник, где хранится самая знаменитая в мире коллекция вологодского кружева. О новых направлениях и творческих позициях Гаврилинского фестиваля рассказал "Российской газете" худрук фестиваля заслуженный деятель искусств РФ Андрей Устинов.
Российская газета: В этом году Гаврилинский фестиваль действительно изменил свою творческую линию и предложил неожиданную афишу. Из каких соображений вы решили, скажем, сочетать произведения Валерия Гаврилина с монографическими программами Шопена, Бетховена, Баха?
Андрей Устинов: Музыка Гаврилина уже была в центре предыдущих Гаврилинских фестивалей начиная с самого первого, до которого композитор, к сожалению, не дожил. Но невозможно все время строить программу вокруг имени, тогда сама идея фестиваля заходит в тупик, и остается только комбинировать исполнителей - оркестры и солистов. Я поставил задачу сделать фестиваль с широким контекстом: рядом с музыкой Гаврилина - музыка других композиторов (от классиков - Баха, Бетховена до гаврилинских современников - Родиона Щедрина, Софии Губайдулиной). Надо сказать, что в Вологде вообще существует культ Гаврилина: после его смерти была создана Комиссия по его творческому наследию, Вологодская филармония носит его имя, проводятся Губернаторский международный конкурс имени Гаврилина, областной конкурс юных пианистов "Перезвоны судьбы", к 70-летию Гаврилина в 2009 году в городе планируют открыть ему памятник. И я считаю, власть может гордиться, что она создала в городе культ композитора. Я в свою очередь, когда готовил фестиваль, чувствовал, что надо построить программу так, чтобы северный неторопливый характер публики взбудоражить сильными энергетическими произведениями. Так в программе и возникли "Казнь Степана Разина" Шостаковича или "Русский реквием" Александра Чайковского.
РГ: А идея заказать новую партитуру Александру Чайковскому появилась из каких соображений и ставились ли какие-то условия композитору?
Устинов: Для нас партитура для фестиваля была принципиальной идеей, потому что Гаврилинский фестиваль посвящен композитору и должен символизировать творчество. Кроме того, факт заказа партитуры создает особый статус и престиж фестивалю. Я только предложил Александру Чайковскому канву сочинения с использованием цитат из музыки Гаврилина и боя часов на колокольне Софийского собора Вологодского кремля. Он написал Увертюру для симфонического оркестра "Вологодские кружева", где есть и посвящение Вологде - мотивы вологодских песен, и цитата из знаменитого балета Гаврилина "Анюта", и бой курантов колокольни. Перед тем как представить свое сочинение на закрытии фестиваля, Чайковский ездил в Ярославль репетировать партитуру с Ярославским губернаторским симфоническим оркестром. А в это время в Вологде сводный хор в полторы сотни человек, состоящий из нескольких вологодских коллективов и череповецкого Городского камерного хора, разучивал его "Русский реквием", который тоже впервые исполнялся в Вологде. Воодушевление было огромное, и я рад, что наш фестиваль породил что-то новое, а не просто набрал афишу.
РГ: Сегодня, чтобы исполнить крупную партитуру, часто не хватает сил одного города. Вот даже для нового сочинения Чайковского потребовалось приглашать симфонический оркестр из Ярославля, который, кстати, не случайно имеет "губернаторский" статус. Сегодня культура в регионах целиком зависит от местных властей?
Устинов: Это, безусловно, так, но кроме поддержки губернатора должны еще быть люди, способные осуществлять идеи. Такие удачные "тандемы" губернатора и директора филармонии сложились, например, в Екатеринбурге или, как я сейчас увидел, в Вологде. И хотя город небольшой - триста тысяч человек, практически на всех концертах фестиваля были полные залы. Но чтобы даже такой культурно "благополучный" город, как Вологда, мог иметь собственный симфонический оркестр, надо создавать соответствующую инфраструктуру: музыкальный вуз, концертные залы, репетиционную базу. А сегодня - это всем известно - в стране тотальный недобор в консерваториях, демографический спад и вообще катастрофа в профессиональной среде. Мы, например, провели в рамках фестиваля мастер-класс пианиста Андрея Диева в Музыкальном колледже и почувствовали, какой голод у всех - и у студентов, и у педагогов - по высшему профессионализму. Именно для них мы презентовали книгу выдающегося педагога профессора Московской консерватории Льва Наумова "Под знаком Нейгауза. Беседы с К. Замоториной". Мне вообще хотелось, чтобы каждый сантиметр нашей фестивальной территории нес в себе смысл и духовное насыщение, чтобы Гаврилинский фестиваль стал для всех Домом. Слишком все уже устали от насилия бессмысленности.