В скором времени все гражданские солдаты смогут проходить альтернативную службу рядом с домом.
- В Госдуме уже прошли первое чтение соответствующие дополнения в закон, - сообщил вчера глава Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций.
Изменения в законодательстве не вызваны "особым" отношением властей к альтернативщикам. Все объясняется проще. Сегодня только треть из почти 800 организаций, которым разрешено принимать на работу гражданских солдат, готовы предоставлять им все необходимые удобства. В первую очередь - временное жилье. Например, в московском отделении Почты России хоть сейчас приняли бы на работу сотню альтернативщиков. Но до конца года получат только пять - остальных просто негде разместить.
Вообще приведенная Юрием Герцием статистика вызывает немало вопросов. И главный из них: стоило ли ломать так много копий, десятилетиями спорить об альтернативной службе, когда она слабо приживается в России? К примеру, нынешней осенью-зимой на альтернативку должны отправить всего 258 ребят при заявочном списке на 9299 человек. Говорим "должны", поскольку еще не факт, что все они явятся за предписанием в военкоматы. За четыре с половиной года существования альтернативы военной службе в России появился совершенно новый тип уклонистов - беглецы от гражданского призыва. По данным Генштаба, в процентном отношении они опережают злостных армейских "косарей". Даже после сокращения гражданской службы до полутора лет немало таких призывников в последний момент отказываются идти на работу.
В министерстве обороны, Роструде и у общественников разный взгляд на то, почему такое происходит. Военные говорят о возросшем престиже армейской службы и сетуют на мягкость наказаний для беглецов. На самом деле уклонение от АГС грозит призывникам лишь небольшим штрафом. К примеру, недавно в Челябинске по суду взыскали 8 тысяч рублей с гражданина Сафронова, который не вернулся из отпуска на альтернативную службу. В ведомстве Герция уверены, что корень зла таится в слабой информированности призывников о правах гражданских солдат и низкой зарплате, которую им предлагают. "До недавнего времени она была ниже прожиточного минимума. А молодежь хочет сразу получать 25 тысяч", - заметил по этому поводу глава Роструда. Общественники винят во всем военных. Мол, они специально распустили слухи о том, что срок военной, а вместе с ней и альтернативной службы снова увеличат, и ребята потянулись на сборные пункты.
Так или иначе, но с 2004 года предпочли гражданскую службу казарме 2800 россиян, а уклонились от нее больше 300 - то есть каждый девятый. И еще одна деталь. Несмотря на то что в армейских учреждениях гражданским солдатам разрешено служить на три месяца меньше, призывники чаще выбирают работу вне гарнизонов. Единственное исключение - Спецстрой, где сегодня трудятся 90 ребят.
Тем не менее и военные, и общественники утверждают, что альтернативная служба в России все-таки состоялась. Причем в том виде, в котором она изначально задумывалась.
Мифы о невоенной службе
1. Право на альтернативную службу имеют только верующие и пацифисты. На самом деле, ее может выбрать любой гражданин России, убеждения которого противоречат армейской службе.
2. Призывник должен иметь справку о принадлежности к религиозной или пацифистской организации. В реальности человеку надо подать в военкомат заявление на АГС, автобиографию и характеристику с места учебы или работы.
3. Заявление на АГС разрешено подавать после достижения 18 лет. Но закон требует, чтобы заявление попало в военкомат за полгода до призыва, независимо от совершеннолетия гражданина.
4. Заявление не рассмотрят без санкции военкома.
В действительности никаких согласований этот документ не требует.