23.10.2008 06:00
Экономика

С помощью Стратегии развития транспортной сети в России не останется "медвежьих углов" - Путин

Владимир Путин одобрил Стратегию развития транспортной инфраструктуры
Текст:  Пьер Сидибе (Новосибирск)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4778)
Читать на сайте RG.RU

Председатель правительства Владимир Путин одобрил Стратегию развития транспортной инфраструктуры России до 2030 года. Об этом он объявил на совещании в Новосибирске, заодно покритиковав дорожную отрасль.

Приятно открывать каждый день в своей стране мост, очевидно, решил премьер-министр Владимир Путин и дал старт сквозному движению Северного автодорожного обхода Новосибирска с переходом через реку Обь. Эта трасса, как и вчерашняя, открытая Путиным в Красноярске, призвана разгрузить основную магистраль и лишить новосибирцев удовольствия ощущать грузовые потоки в большом количестве. Однако на самом подъезде главу правительства ждала оказия - машину премьера затрясло. "Когда автомобиль идет по трассе и заезжает или съезжает с моста - не должно чувствоваться толчка, - объяснял позже Владимир Путин студентам-транспортникам в Сибирском госуниверситете путей сообщения. - И для дороги требуются современные технологии".

- По-моему, все равно, - беззаботно отозвался один из учащихся.

- Нет, не все равно, не должно быть разницы, - настоял на своем премьер.

Единомышленников Путин встретил на совещании по проекту транспортной стратегии России до 2030 года. Документ был утвержден, ведь, по словам премьера, "практика последних лет показала, что такие масштабные задачи мы решить в состоянии". Причем стратегия должна исполняться безусловно даже в условиях мирового экономического кризиса, который, согласно мыслям Путина, будет продолжаться несколько месяцев. "Объемы финансирования утверждены, но это живой документ, поэтому нам следует исходить из реалий и корректировать эту работу", - подчеркнул председатель правительства. До 2030 года 170 триллионов рублей будет вложено в транспортную инфраструктуру. Для сравнения - федеральный бюджет России в следующем году составит чуть больше 10 триллионов рублей. При этом 60 процентов средств - внебюджетные.

- Транспортная стратегия - это комплексный документ, сводящий воедино планы развития отдельных видов транспорта, а также позволяющий, что называется, "заглянуть за горизонт", определить перспективный облик отечественной транспортной системы, - напутствовал участников совещания глава правительства. Главной целью станет доступ к сетям автодорог максимального числа граждан - вместо нынешних 10% предполагается оставить без магистралей "только" 2%. "Считаю, что в обозримой перспективе нам вполне по силам избавиться от этих "медвежьих углов", провести дороги с твердым покрытием к населенным пунктам, имеющим перспективы развития", - отметил премьер. В стратегии также отмечается построение единой общероссийской транспортной системы, уменьшение вредного воздействия на окружающую среду и энергоемкости на треть и даже прописано снижение смертности в результате ДТП.

Сегодняшнее же состояние транспортной системы России не удовлетворяет Владимира Путина, как и не отвечает потребностям инновационной экономики, которая, правда, пока только в будущем. Например, треть федеральных автомобильных дорог работает в режиме хронической перегрузки, и даже в таких стахановских условиях через территорию России проходит лишь около 1% торговли между Европой и Азией.

О чем именно стратегия, рассказал министр транспорта Игорь Левитин. Например, в Дальневосточном федеральном округе завершат строительство БАМа, а также возведут новую железнодорожную ветку до Якутска, попутно развивая порты Приморья, Магадана, Сахалина. В Центральном регионе предполагается развивать скоростные перевозки пассажиров и грузов, прежде всего на направлении Москва - Санкт-Петербург, а также построить Центральную кольцевую автодорогу. Левитин напомнил, за пределы московского транспортного узла максимально вынесут грузовые потоки, чтобы разгрузить его.

Стратегия будет реализована в два "захода": первый этап (до 2015 года) предусматривает завершение модернизации транспортной системы и реализацию ключевых направлений ФЦП "Развитие транспортной системы России", второй этап (2016-2030 годы) предполагает "интенсивное инновационное развитие транспортной системы страны для обеспечения инновационного развития России".

- Стратегия большая - все построить невозможно, денег не хватит, - признался "РГ" губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. - Поэтому я бы вычленил узкую проблему, а именно - вагоны". По словам Тулеева, на российские вагоны смотреть страшно, да и устарели они технически: их грузоподъемность составляет 65 тонн, а в мире за норму считается 120 тонн. Реакция Владимира Путина на слова Тулеева неизвестна, зато премьер во всеуслышание поручил железнодорожникам помочь горнякам в транспортировке угля из Кемеровской области. "Мне Тулеев говорит, что 7 миллионов тонн угля лежит, которые они не могут вывезти, вот и помогите им, - распорядился премьер. - Мы же не можем ждать увеличения транспортных мощностей, нужно сейчас вывозить".

Покончив с транспортной стратегией, Владимир Путин как председатель "Единой России" отправился в свою общественную приемную. В уютном кабинете прямо напротив городского театра беспартийный лидер партии пообещал в разы увеличить господдержку малому и среднему бизнесу (в этом году она составила 3,4 миллиарда рублей), в ближайшие два года выделить 120 миллионов рублей на образовательные кредиты и обязательно повышать пенсии - в следующем году базовую часть проиндексируют дважды.

А вот одна пожилая женщина, как ни странно, заговорила не о пенсиях, обратив внимание Путина на разрушающиеся памятники. "Тут виновато время, я никого не виню. Но за вами такая сила - "Единая Россия", - добавила она.

Кстати

Председатель правительства РФ Владимир Путин распорядился образовать Совет генеральных и главных конструкторов, ведущих ученых и специалистов в области высокотехнологичных секторов экономики при председателе правительства РФ и утвердить его состав.

Инфраструктура Новосибирск Сибирь