23.10.2008 07:00
Общество

Российские ученые выступили против публичного показа фильма о жизни советского физика Льва Ландау

Академики РАН против показа фильма о Льве Ландау
Текст:  Юрий Медведев
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4778) Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4780)
Читать на сайте RG.RU

Российские ученые выступили против публичного показа фильма "Мой муж - гений", в котором рассказывается о жизни советского физика, лауреата Нобелевской премии Льва Ландау.

По словам заместителя главного ученого секретаря президиума РАН Александра Толстикова, "президиум РАН выражает озабоченность, крайнее недоумение и определенный протест против публичного показа фильма о нобелевском лауреате Ландау в том сценарном воплощении, в котором представлен фильм "Мой муж - гений". Он сообщил, что фильм еще не был показан широкой публике, однако уже прошел его предварительный просмотр, на который были приглашены некоторые ученые. Они были крайне возмущены данной интерпретацией истории жизни Ландау. РАН подготовила и направила письмо на имя гендиректора Первого канала Константина Эрнста с просьбой запретить показ фильма на телевидении.

Вчера на заседании Совета Общественной палаты РФ ее секретарь, академик Евгений Велихов обратился к своим коллегам с предложением передать этот вопрос на рассмотрение комиссии по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ.

О подготовленном к показу на Первом канале фильме корреспондент "РГ" беседует с доктором физико-математических наук Сергеем Капицей, который много лет знал семью Ландау.

Российская газета: В основе фильма книга жены Ландау Коры "Академик Ландау. Как мы жили". Она вышла в 1999 году, через много лет после смерти автора, и была негативно встречена в научной среде. Вы ее читали?

Сергей Капица: Нет. Здесь такая история. Однажды моя мать сказала отцу, Петру Леонидовичу Капице и мне, что Кора дала ей книгу своих воспоминаний. Прочитав, она была в абсолютном ужасе. А Коре сказала: "Понимаю, что это ваша исповедь, вам надо было это высказать, но заклинаю, чтобы никто никогда эту книгу не видел. Это сугубо частное дело вашей семьи". И матери показалось, она сумела внушить Коре эту мысль.

Надо заметить, что мать была нормальная, современная женщина, ни в коей мере не ханжа, и тем не менее ни отцу, ни мне, а я был взрослым человеком, книгу не дала. Это был ее приговор. И даже когда книга появилась в магазинах, я ее не читал.

Понимаете, я хорошо знал и Кору, и Ландау, слышал разные слухи про их жизнь, и мне было это неприятно. Это их частное субъективное дело. А книгу воспринимал как исповедь несчастной и уже больной женщины.

РГ: Но запрет матери вы нарушили и фильм все же посмотрели...

Капица: Мне позвонили с телевидения и попросили участвовать в его обсуждении. Ответил, для этого фильм надо посмотреть, и мне прислали дискету. Могу однозначно сказать: вещь непотребная. Не пойму, как такое можно делать. Устроителям обсуждения заявил, что не буду в нем участвовать, а каналу должно быть стыдно такое показывать широкому зрителю. Это за пределами добра и истины.

РГ: Вы хорошо знали Ландау, рядом жили, работали в одном институте. Проявлялось что-то, о чем рассказано в фильме?

Капица: О том, что Ландау обращал внимание на женщин, знали все его ближайшие знакомые. А кто не обращает? Не это же является главным в человеке, тем более в гение.

РГ: Наверняка найдутся люди, которые скажут, что, конечно, он был великим в науке, но в жизни - обычный человек. Почему жена не имеет права рассказать об их жизни? Почему народ не может это знать?

Капица: Повторяю, она была довольно странная женщина. Например, у нее была какая-то удивительная ненависть к Лифшицу - многолетнему коллеге Ландау, с которым они написали много книг, ставших настольными у физиков всего мира.

По-моему, если нужно объяснять, почему нельзя семейную жизнь выносить на публику и что есть границы приличия, то в мире происходит что-то ненормальное. Он болен. Кто не хочет слышать, что дважды два - четыре, не услышит.

Пушкин писал в письме жене, что спальня - частное дело двух человек, сюда никто не должен быть допущен. Известен донжуанский список Пушкина, но его же не включают в школьные учебники.

Насколько я знаю, сейчас готовят еще один фильм о Ландау по сценарию Владимира Сорокина и снимает его режиссер Хржановский, который "прославился" тем, что сделал скандальный фильм "4". И вот теперь они взялись за гения, гордость и нашей, и всей мировой науки.

Обращались ко мне, чтобы я принял участие в подготовке фильма, но я отказался. Знаком с тем, что пишет Сорокин, поэтому могу предвидеть, что он может сделать с Ландау.

То, что творят некоторые люди, ведет к распаду сознания общества. Это ничего общего не имеет ни со свободой слова, ни с демократией. Думаю, что у нормальных людей подобные фильмы могут вызывать только брезгливость.

Комментарий

Олег Вольнов, заместитель генерального директора Первого канала по общественно-политическому вещанию, один из продюсеров фильма "Мой муж - гений":

- Первый канал планирует показать два фильма, посвященных нобелевскому лауреату Льву Давидовичу Ландау. Первый из них - это научная биография великого физика, второй - экранизация мемуаров его жены Коры Ландау.

Первый канал не устраивал в Президиуме академии наук никаких предварительных просмотров этого фильма, а в рамках ток-шоу "Закрытый показ" снял обсуждение, в котором приняли участие сын академика Игорь Ландау, его ученики, деятели культуры, актеры, снявшиеся в картине, авторы фильма.

Непонятно, как фильм, который еще, собственно, никто не видел, сумел вызвать такую бурную отрицательную реакцию научных чиновников. К сожалению, это напоминает классическую советскую конструкцию "я романа не читал, но осуждаю". Нам представляется странным слышать подобные недемократические требования - запретить показ фильма.

Впрочем, такую бурную реакцию вызывает не только экранизация мемуаров Коры Ландау. В свое время ее вызвали и сами мемуары, поскольку известно, что еще на стадии рукописи некоторые коллеги великого физика хотели эту книгу уничтожить. Но рукописи, как мы помним, не горят.

Создавая этот фильм, его авторы руководствовались безусловной любовью и уважением как к самому академику Ландау, так и к его жене.

Мы планируем сопроводить показ картины "Мой муж - гений" последующей дискуссией и дать возможность телевизионной аудитории самой определить отношение к этому фильму.

 

Наука Кино и ТВ