23.10.2008 04:30
Власть

В Забайкальском крае чиновники оставили детей-сирот без крыши над головой

Чиновники оставили без крыши над головой детей-сирот
Текст:  Марина Лукинская (Забайкальский край)
Российская газета - Неделя - Прибайкалье: №0 (4779)
Читать на сайте RG.RU

История братьев Девяшиных из села Сивачи Шелопугинского района Забайкалья - один из ярких примеров чиновничьего произвола и равнодушия.

Оказывается, дети-сироты могут лишить своего угла не только по милости беспутных родителей, но и с "помощью" законной власти.

Был дом, да весь вышел

Мальчишки появились на свет в неблагополучной семье. Все, что они помнят из недолгой семейной жизни - нетрезвая родительница, ее пьяные загулы и почти постоянный голод. Так и прожили они до июля 1993 года, когда по решению суда Наталью Девяшину, наконец, лишили родительских прав. Трое старших после этого попали в Шерловогорский детский дом, а самого маленького органы опеки определили в Дом ребенка.

Небольшой домишко, в котором мальчики до этого проживали  вместе с непутевой мамашей, за ними, как и положено, закрепила администрация района. То есть, Девяшины были из тех редких счастливцев, кому было, куда идти после детдома.

Но… когда старшие братья вернулись в Сивачи, дверь открыла незнакомая женщина и объяснила, что теперь это ее жилплощадь. В подтверждение показала документы на право собственности. Ребята - в администрацию. Там и выяснилось, что за время их отсутствия принадлежавшее сиротам жилье действительно перешло в собственность семье Игумновых (закрепленная за мальчиками квартира была приватизирована новыми жильцами еще в декабре 2000 года). Разрешение на это выдала администрация района, которую тогда возглавлял Александр Глущенко.

В поисках крайнего

По какому праву сиротский угол перешел в чужие руки? На этот вполне законный вопрос никто в администрации Шелопугинского района ответить не смог. В поисках правды братья обошли ни один чиновничий кабинет, всюду показывали документы на свое жилье. Но всякий раз наталкивались на полное равнодушие к своей судьбе. В итоге кого родственники приютили, кого соседи…

Так продолжалось вплоть до нынешнего года, пока давняя знакомая матери Девяшиных, узнав о том, что ребята остались без дома, не надоумила их сходить в прокуратуру. Как рассказали в ведомстве, с жалобой на действия районных властей туда обратился Александр, старший из четверых братьев. По данному факту сотрудники прокуратуры организовали проверку, в ходе которой выяснилось, что администрация действительно грубо нарушила жилищные права сирот.

Однако просто выставить "захватчиков" и заселить в квартиру Девяшиных тоже не удалось. Как объяснили в прокуратуре, нынешние жильцы приобрели дом в соответствии с законом, и поэтому были признаны добросовестными приобретателями. Нарушили права сирот чиновники Шелопугинской администрации, по недосмотру, а может, и по прямому умыслу.

Но и с них, как оказалось взятки гладки. За те восемь лет, которые прошли с незаконной продажи квартиры, дважды сменились главы района, поувольнялись и рядовые сотрудники. Поэтому найти конкретных виновников незаконного решения казалось невозможным.

Чтобы восстановить права сирот, в июле 2008 года прокуратура направила в суд заявление с требованием признать действия администрации Шелопугинского района незаконными. Районный суд, рассмотрев обращение, обязал районную администрацию предоставить братьям жилую площадь в пределах установленных норм социального найма. Решение суда вступило в законную силу.

Трехглавая правда

Однако выяснить, исполнен или нет судебный вердикт, оказалось не так просто. В шелопугинской администрации корреспонденту "РГ" описали сразу несколько версий разрешения конфликта.

К примеру, заместитель мэра Александр Ярославцев заверил, что обеспечение жильем, согласно 131-му федеральному закону, больше не входит в обязанности районных властей. Теперь эти функции перешли к поселковой администрации - вот туда, дескать, и обращайтесь. И, если суд вынес такое решение, то он сам нарушил закон. Еще чиновник по секрету сообщил, что домишко был совершенная развалюха, и сомнительно, чтобы там все эти годы вообще кто-то обитал: мол, было из-за чего огород городить. Тот факт, что без крыши, пусть и убогой, остались четверо сирот, никакого действия на муниципального служащего не возымел.

Другой заместитель главы района Маргарита Федотова сообщила, что действительно еще весной нынешнего года прокуратура указала на недопустимость нарушений жилищных прав сирот. Осознав свою ошибку, чиновники ее исправили в добровольном порядке и братьям Девяшиным предоставили все же жилье на территории Нижне-Шахтоминского сельского поселения. Но ни про какой суд в администрации будто бы не слышали. Решений судебной инстанции, понятное дело, не получали. И даже попеняли правоохранительным органам, что представителя районной власти не пригласили на процесс.

Наконец, с третьей версией выступил юрист администрации Евгений Раитин. С его слов выходит, что администрация поселила новых жильцов в сиротский дом в "целях его сохранения". Однако потом, человек, которому фактически поручили охранять жилище, сначала там прописался, а затем и "незаконно приватизировал". Но на вопрос, почему тогдашний мэр Александр Глущенко дал ход противозаконному документу, его преемники ответить затруднились.

Впрочем, теперь, по заверениям чиновников, справедливость уже восстановлена.

- Нынешний глава администрации Нижне-Шахтоминского сельского поселения Виктор Васильев предоставил Девяшиным жилое помещение в соответствии с действующими социальными нормативами, - заверил Евгений Раитин. - Так что власть свою ошибку полностью исправила.

Правда, пояснить, где теперь находятся сироты, живут ли они в предоставленном им жилье, в администрации так и не смогли, мотивировав это тем, что телефонная связь с этим отдаленным селом отсутствует. Тогда корреспондент "РГ" обратилась в районную прокуратуру с просьбой выяснить все же, где Девяшины. Прокурор Александр Тоболов пообещал найти их. Мы тоже ищем и просим помочь наших читателей: кто знает правду о жизни братьев Девяшиных, сообщите в редакцию.

Сибирское представительство "Российской газеты":
8(395-2) 280-784

Пока верстался номер

Выяснилось, что шелопугинские чиновники лукавили: лишь после настойчивых расспросов журналиста и напоминания прокурора было издано распоряжение главы района Сергея Егорова о предоставлении жилья многострадальным братьям Девяшиным. Спустя почти три месяца после решения суда ... Но глава администрации все того же поселения Нижне-Шахтоминск, где и выделено жилья на бумаге, божится, что квартир нет.

Компетентно

Александр Тоболов, прокурор Шелопугинского района Забайкальского края:

- Вся эта история говорит о том, что администрация пытается выдать желаемое за действительное. Мы располагаем достоверной информацией о том, что Игумновы в этом доме проживали, иначе зачем людям было оформлять на него права собственности. И о судебном процессе в администрации прекрасно знали. Ведь сторону ответчика на заседании суда представляла сотрудница администрации Екатерина Кривоносова, которая, кстати, исковые требования прокуратуры полностью признала (это зафиксировано в протоколе судебного заседания). Затем решение суда, в соответствии с законом, было направлено в районную администрацию.

Так же в деле фигурировал документ на приватизацию, скрепленный подписями нового хозяина  и бывшего мэра Александра Глущенко…

Что же касается норм 131-го закона, то в данной ситуации ссылки на него не особенно уместны. Нарушила права сирот восемь лет назад именно районная администрация. С какой стати сейчас она пытается переложить ответственность за это на администрацию сельского поселения, которое было образовано всего два года назад? Кто виноват в случившемся, тот и должен разрешить этот вопрос.

Отделы по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры
По Иркутской области:
8(395-2)24-24-16
по Республике Бурятия:
8(301-2) 26-87-23
по Забайкальскому краю
8(302-2)21-11-92

Права человека Забайкальский край Восточная Сибирь