23.10.2008 02:58
Общество

Самые "продвинутые" чиновники собрались в Екатеринбурге

Информационные технологии помогают муниципалитетам работать эффективнее
Текст:  Наталья Рулева (Свердловская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (4778)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня в Екатеринбурге открывается кципалрупный форум специалистов в сфере информационных технологий (IT). Здесь соберутся те, кто работает в особом секторе IT - муниципальных информационных системах.

"Электронный проездной", запись к врачу через терминалы, современные геоинформационные системы городов - эти проекты представлены на конкурс "Электронный муниципалитет-2008". В рамках конференции такое соревнование проводится впервые.

Екатеринбург не только предоставляет площадку для форума, но и наряду с некоторыми муниципалитетами не первый год выступает полигоном для испытания самых разных электронных систем. В качестве удачного примера уральские разработчики и чиновники называют "Единую дежурную диспетчерскую службу ЖКХ" (ЕДДС ЖКХ).

- Вся информация о возникших неполадках и авариях на городских коммуникациях круглосуточно стекается в диспетчерский пункт, - рассказывает директор компании-разработчика системы Евгений Шароварин. - Управление ремонтными бригадами, согласование работ между разными службами из единого центра осуществляются быстрее. В результате время ремонта сокращается на 40-50 процентов.

По вполне понятным причинам особой популярностью во многих ведомствах пользуется "электронная очередь". Каждый посетитель через специальный автомат получает порядковый номер. Остается дождаться, когда прозвучит голосовое приглашение к окошку. Система управления очередью накапливает всю информацию о времени ожидания клиентов, измеряет труд операторов. Одним из первых преимущества "электронной очереди" испытал Екатеринбургский почтамт. Проверить может каждый: изнуряющее стояние "в строю" сменилось для посетителей более комфортным ожиданием на диванчиках. Недавно новшество внедрили и в екатеринбургском отделении Федеральной регистрационной службы.

- Многие уже слышали, что в Екатеринбурге создается система наблюдения за городским транспортом, - напоминает председатель комитета связи и информационных технологий администрации Екатеринбурга Вячеслав Тимофеев. - Системами спутниковой навигации оборудовано пока около десятка вагонов. Это позволит контролировать соблюдение водителями технологических режимов, анализировать работу транспорта в городе.

Эффективность систем автоматизации, казалось бы, налицо. Но, несмотря на многочисленные реализованные проекты, Екатеринбург по уровню внедрения IT отнюдь не впереди планеты всей. Большая часть разработок пока в пилотной стадии, и для основной массы чиновников технологические новинки не стали приметой будней. Вполне реальные, "живые" очереди и непробиваемые бюрократические "стены" были, есть и, похоже, еще долго будут.

- Процесс автоматизации в Екатеринбурге идет сложно, - подтверждает Вячеслав Тимофеев, - в части подразделений администрации до сих пор встречаем непонимание, причем связано оно чаще всего с простой нехваткой времени. Бесконечная текучка порой кажется важнее, чем решение такой глобальной проблемы, как автоматизация процессов управления.

- И все же отношение к вопросу меняется, - считает начальник информационного отдела городской Думы Екатеринбурга Раиса Новикова.- Если раньше в муниципалитетах отмахивались от новых технологий, то сегодня власть уже не может работать по старинке.

Задача-максимум в сфере IT для любого муниципалитета - от отдельных проектов перейти к созданию единого информационного пространства города или района.

- Организовать обмен информацией между структурами власти разных уровней - самое сложное, - уверена Новикова. - У многих ведомств есть базы данных, которые дублируют друг друга. На их создание затрачиваются деньги, время. При этом делиться сведениями готовы далеко не все. Ведь любая информационная система делает структуру прозрачной, серьезно нейтрализует человеческий фактор.

- В Екатеринбурге объединенной базой пользуются ГИБДД и милиция общественной безопасности. В рамках единой диспетчерской службы сотрудничают управление ЖКХ и целый ряд частных структур. Городским регистром населения пользуется не только администрация, но и региональное управление ФМС, - приводит обнадеживающие примеры Вячеслав Тимофеев.

Все это - инициатива самих ведомств. Остальные, видимо, пока не созрели. Серьезных подвижек в решении этой проблемы ждали и от федеральной программы "Электронная Россия", действующей с 2002 года. Одна из ее целей - создание единой информационной инфраструктуры для госвласти и органов местного самоуправления. Логично, что все перечисленные муниципальные проекты могли бы стать частью этой инфраструктуры. Беда в том, что уровень внедрения IT везде разный и зависит от возможностей местных бюджетов. Выходит, что создание единой системы остается делом каждого муниципалитета. Чтобы они не остались наедине со своими проблемами, и проводятся форумы, подобные тому, что традиционно проходит осенью в Екатеринбурге.

- Мы одними из первых в России создали площадку для встреч специалистов, - отмечает Евгений Шароварин. - Это заслуга и города, и постоянных спонсоров, и профессиональных сообществ: Ассоциации компаний сферы информационных технологий и Клуба профессионалов автоматизированных систем управления. Не думаю, что стоит ждать ощутимых результатов от тех писем, которые мы каждый год отправляем федеральным властям по итогам конференции. Я надеюсь на другое. Качественные информационные системы - существенный фактор повышения эффективности управления. Чем больше руководителей заразятся этой идеей, тем быстрее новые технологии станут привычной частью нашей жизни.

Наука Свердловская область Урал и Западная Сибирь