24.10.2008 00:00
Культура

В столице Татарстана завершился международный кинофорум "Золотой Минбар"

В столице Татарстана завершился "Золотой Минбар"
Текст:  Олег Корякин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4780)
Читать на сайте RG.RU

В конкурсную программу IV международного кинофорума вошли 36 фильмов из 24 стран.

Это практически весь исламский мир, а также США, Нидерланды, Австралия, Новая Зеландия и, разумеется, сама Россия. Вместе картины составляли причудливую восточную мозаику с вкраплениями элементов западного кино. Жюри фестиваля состояло из восьми человек. Среди них германский киновед Ханс-Иохим Шлегель, звезда индийского кино Джаффрей Джавед, Марина Разбежкина и Вита Рамм.

Что же касается почетных гостей, то ими помимо Изабель Аджани стали Марк Дакаскос, Эльдар Рязанов, Александр Митта, Алла Сурикова, Алексей Булдаков. Причем о визите голливудского актера не было известно до самого открытия "Золотого Минбара". Он возник внезапно, как и полагается герою боевиков. Он с удовольствием демонстрировал боевые приемы, удивил всех фразами на почти чистом русском языке и даже начал осваивать татарский. Как оказалось, не из вежливости. Марк Дакаскос вместе со своим продюсером задумал снять художественный фильм о далеком прошлом Татарстана. Нечто вроде блокбастера Сергея Бодрова-старшего "Кочевник", где он сыграл одну из главных ролей.

Если Марк Дакаскос привнес в фестиваль некую воинственность, то Изабель Аджани добавила шарма. Выяснилось, что здесь она тоже человек не совсем случайный. Во-первых, отец ее - алжирец-мусульманин, некогда приехавший искать счастья во Францию. Во-вторых, сама актриса отстаивает права арабских иммигрантов в Париже. Так что посыл кинофорума "К диалогу культур через культуру диалога" ей был близок.

По иронии судьбы одна из любимейших картин Изабель Аджани, раскрывающих проблему адаптации французских арабов, "Кус-кус и барабулька" не прошла отбор на "Золотой Минбар". Эта лента получила звание лучшего французского фильма 2007 года. Однако из-за откровенных сцен, которые противоречат нормам ислама, отборочная комиссия не включила фильм в программу. Хотя споры вокруг него велись нешуточные.

Кроме почетных гостей в этом году были, что называется, и гости статусные. Это директор Венецианского фестиваля Марко Мюллер. Он просмотрел практически всю конкурсную программу и признался, что кинофорум ему интересен тем, что здесь витает много свежих идей. Итальянец пообещал, что в будущем он привезет сюда премьеры Венецианского фестиваля. Так что "Золотой Минбар", подружившись с "Золотым Львом", повысил пробу. Кроме того, Марко Мюллер предложил президенту РТ Минтимеру Шаймиеву открыть в Казани европейский центр исследования визуальных искусств. Оказывается, он давно изучал Татарстан и пришел к выводу, что это место идеально подходит для культурного взаимодействия между Западом и Востоком.

Между тем призы фестиваля распределились между всеми сторонами света. Как ни странно, но среди победителей преобладали представители отнюдь не восточных стран. Статуэтки в различных номинациях взяли кинематографисты из Великобритании, Нидерландов, Австралии, Новой Зеландии, России (Татарстан). А главную награду за лучший игровой фильм получили сразу две ленты: "Ми для мамы" (Иран) и "Джодхаа акбар". Первая картина - о судьбе женщины, пережившей химическую атаку во время ирано-иракской войны. Вторая - эпическое полотно, рассказывающее о любви великого могола Акбара и индийской принцессы на фоне распрей между мусульманами и индусами.

Прямая речь

Зауди Мамиргов, директор фестиваля:

- Мусульманское кино - это кино, которое можно смотреть мусульманину, - неважно, кто его сделал - христианин, иудей или мусульманин. Главное, чтобы популяризировалось добро и общечеловеческие ценности. Получилось так, что именно благодаря словам "мусульманское кино" в программу нашего фестиваля попадают те фильмы, которые не могли попасть в программу европейских фестивалей.

Кино и ТВ Казань Волга-Кама