Накануне праздника - Дня Республики Казахстан, который отмечается сегодня, 25 октября, корреспондент "Российской газеты" встретился с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Казахстан в Российской Федерации Нуртаем Абыкаевым. Разговор шел о сегодняшнем и завтрашнем дне Казахстана, о реформах, проводимых соседями, о дружбе и сотрудничестве наших народов.
"Российская газета": Прежде всего, господин посол, позвольте поздравить вас с праздником - Днем Республики Казахстан.
Нуртай Абыкаев: Это, действительно, большой день для всех граждан моей страны. И дело тут не только в том, что восемнадцать лет назад, 25 октября 1990 года, Казахстан впервые заявил о себе, как о республике, имеющей собственное мировоззрение, индивидуальные обычаи, традиции, а также видение своего будущего развития. Главное - что на протяжении всех последующих лет наша страна доказала свое право на суверенитет и независимость. Ведь продекларировать самостоятельность - это еще далеко не все. Куда сложнее подтвердить ее. Один американский философ очень точно сказал: "Декларации о независимости еще никого не сделали истинно независимым".
Никто никогда не имел других прав, кроме тех, какие завоевал и сумел сохранить за собой. Это прекрасно осознавал наш президент Нурсултан Абишевич Назарбаев, когда ставил перед страной настолько масштабные задачи, что тогда казалось, не хватит ни экономического, ни политического потенциала, чтобы справиться с ними. Фактически мы стартовали с недееспособной экономикой, пустой казной и неразвитой политической системой.
РГ: Но сегодня мир говорит о "казахстанском пути". Казахстан первым среди стран СНГ получил статус страны с рыночной экономикой. Он входит в десятку наиболее динамично развивающихся стран и является самым мощным государством Центрально-Азиатского региона.
Абыкаев: Президент, предложив стране стратегический план "Казахстан-2030", был уверен, что без представления о том, каким мы хотим видеть наше государство в ближайшем и отдаленном будущем, дальнейшее движение невозможно. В 1997 году Стратегия развития Казахстана до 2030 года была принята. Это был первый опыт перехода на стратегическое планирование на постсоветском пространстве. И хотя при работе над этим документом внимательно изучался опыт многих стран, это был исключительно собственный продукт как по исполнению, так и по поставленным задачам. Приоритетами страны в нем были названы национальная безопасность, экономический рост, энергоресурсы, инфраструктура, в особенности транспорт и связь, профессиональное государство.
Четкий, проработанный, поэтапный план стал основой еще целого ряда экономических и социальных программ, успешное выполнение которых и позволило стране выйти на нынешние рубежи.
Сегодня в современном мире наша страна рассматривается как крупное евразийское государство, от которого во многом зависит будущее Центральной Азии. Это предопределяет расширение ответственности и активную внешнеполитическую позицию Казахстана в решении актуальных региональных и глобальных проблем.
РГ: Этот год для экономики многих стран оказался не самым удачным. Банковский кризис, разразившийся в США, повлиял самым негативным образом на многие базовые показатели. А как складывается ситуация в Казахстане?
Абыкаев: Отвечу вам почти формулировкой К.Маркса: нельзя быть рыночной страной и быть свободной от рынка. Обвал ипотечного рынка и крах ряда крупных банков в США привел к дефициту ликвидности и кредитному кризису почти на всех внешних рынках. Естественно, в силу значительной вовлеченности в глобальное обращение капиталов Казахстан испытывает на себе воздействие этих негативных процессов.
Но благодаря принятому по поручению главы государства пакету стабилизационных мер нам удалось обеспечить устойчивость казахстанской экономики. Ни один банк не допустил дефолта по своим обязательствам. Внутренний валютный рынок также устойчив. Но надо отметить, что качество банковских активов заметно ухудшилось. Поэтому, в соответствии с поручением главы государства, правительством создается фонд стрессовых активов, совершенствуются механизмы предупреждения чрезвычайных ситуаций в финансовой системе.
Например, планируется принятие закона "О финансовой устойчивости". Он направлен в том числе и на то, чтобы обезопасить клиентов финансовых организаций, прежде всего банков. Кроме того, правительством принимаются меры по обеспечению продовольственной безопасности страны, сформированы стабилизационные фонды по товарам первой необходимости (зерно, мясо, сухое молоко, растительное масло, сахар, рис). Эти фонды при неблагоприятных условиях позволят обеспечивать население всей страны соответствующими продуктами в течение как минимум двух месяцев.
Важным элементом стабилизационных мер стала финансовая поддержка малого и среднего бизнеса через банки второго уровня, помощь государства в формировании инновационной инфраструктуры, упрощение таможенных процедур и многое другое.
Если обобщить, то есть уверенность, что благодаря своевременно принятым мерам и жесткой координации деятельности финансовых и экономических институтов, развитие страны будет осуществляться в заданных параметрах.
Более того, Международный валютный фонд прогнозирует, что в отличие от большинства других стран, в которых низкие темпы роста сохранятся, Казахстан уже в 2009 году сможет увеличить экономический рост.
РГ: Надо полагать, что состояние экономики позволяет продолжать конституционные реформы, начатые в Казахстане в 2007 году?
Абыкаев: Это взаимодополняющие друг друга процессы. Наш президент неоднократно подчеркивал, что решение задачи укрепления государства, его устойчивости и управляемости невозможно без развития демократии. Насколько вы помните, она включала довольно широкий комплекс мер, в том числе передачу части полномочий от президента парламенту, увеличение численности депутатов Мажилиса, усиления роли Ассамблеи народа Казахстана, выборы в нижнюю палату по пропорциональной системе, правила формирования правительства на основе парламентского большинства, укрепление местных представительных органов.
Проведенная конституционная реформа решает задачи дальнейшего развития политической системы в соответствии с нашими стратегическими национальными интересами. Избрание Казахстана в качестве председателя ОБСЕ в 2010 году объективно способствует дальнейшей демократизации страны. Будут продолжены развитие институтов гражданского общества, реформы местного самоуправления, правоохранительной и судебной систем.
РГ: В июне этого года на совещании в Астане Нурсултан Назарбаев назвал четыре базовых принципа государственной политики Казахстана: стабильное развитие, укрепление государственности, единство народа и уверенность в будущем.
Абыкаев: Обратите внимание: президент на первое место поставил "стабильное развитие". Этому фактору он всегда придавал особое значение. Это главное условие создания сильной экономики, строительства нового, современного Казахстана. Особая роль здесь принадлежит уже упоминавшейся мною Ассамблее народа Казахстана - совершенно уникального общественного института. Его статус в последнее время очень вырос. Так, теперь все законодательные акты, принимаемые Парламентом Республики, проходят дополнительную экспертизу в Ассамблее на соответствие критериям межнационального согласия, толерантности и равноправия. Кстати, недавно парламент принял новый закон, повышающий ее значение как органа межэтнического и межконфессионального взаимодействия казахстанского общества.
РГ: "Казахстанский путь" межнационального мира и согласия стал сегодня предметом изучения государственных и общественных организаций, этот феномен исследуют ученые и политики.
Абыкаев: Сбалансированная и предсказуемая внешняя политика Казахстана является залогом взаимовыгодного сотрудничества с основными мировыми "игроками" - Россией, Китаем, США, Европейским Союзом. Казахстан стал ключевым партнером в деле укрепления пояса безопасности и стабильности в Евразии, одной из движущих сил глобального, межкультурного и межцивилизационного диалога. И, конечно, не случайно Казахстан стал местом проведения съездов лидеров мировых и традиционных религий. Уже состоялось два съезда, осенью 2009 года планируется проведение в Астане III съезда.
Жизнь так же доказала актуальность инициативы Главы государства о созыве процесса СВМДА, выдвинутой еще в начале 90-х годов прошлого века. Главным предназначением совещания является создание общеконтинентальной платформы для диалога, достижение консенсуса по вопросам сотрудничества и осуществления мер доверия в целях построения безопасной Азии.
Некоторое время назад Нурсултан Абишевич Назарбаев предложил организовать конференцию "Общий мир: прогресс через разнообразие". Идею поддержали руководители США, Великобритании, Бразилии, Испании, Египта, Саудовской Аравии и Иордании. Ее одобрили страны-члены Организации Исламская конференция, что было отражено в заключительном коммюнике 11-го Саммита ОИК в Дакаре. А буквально на прошлой неделе в Астане эта конференция завершила свою работу. Встречались министры иностранных дел, которые обсудили подходы сторон к проблематике международных отношений, модернизации, экономическому сотрудничеству, взаимной адаптации культур, роли СМИ в этом процессе.
Это и многое другое - реальное подтверждение того, что за годы независимости Казахстан, на территории которого сосуществуют представители более сотни этносов и различных верований, накопил значительный опыт по развитию межэтнической и межрелигиозной толерантности, которая сегодня является не только нормой политической культуры казахстанского общества, но и неотъемлемой чертой государственной политики.
РГ: Надо отметить, что по этим и другим вопросам Казахстан всегда находит понимание и поддержку у российской стороны...
Абыкаев: По самым прагматичным и реалистичным расчетам выходит, что именно дружба - это тот капитал, проценты с которого никогда не пропадают. Казахстан и Россия верность этого политэкономического правила продемонстрировали неоднократно. На общем счету наших стран накопилось уже немало масштабных решений и важных дел, имеющих значение не только для будущего казахстанцев и россиян, но и для народов постсоветского пространства и стран СНГ.
Причем я могу с полной уверенностью сказать, что в перечне совместных проектов, уже реализуемых или только разрабатываемых, нет малых дел, потому что, как показала практика, они неизбежно разворачиваются в большие программы, в новые направления сотрудничества. Сегодня его важность и необходимость понимают на всех уровнях - от руководителей государств до местных властей в приграничных регионах. А главное - оно стало делом миллионов граждан Казахстана и России.
РГ: Это было еще раз подтверждено на V Форуме приграничных регионов в казахстанском Актобе, где в очередной раз встретились Дмитрий Медведев и Нурсултан Назарбаев.
Абыкаев: По оценке специалистов, товарооборот между нашими странами в этом году превысит 20 миллиардов долларов. При этом половина из нее придется на приграничные регионы. Это очень весомый результат. Он стал возможен именно в силу того, что в нем заинтересованы все. Ситуация уже такова, что ни принуждать, ни уговаривать, доказывая и объясняя выгодность и перспективность этой формы экономической кооперации, никого не надо. Реальная интеграция Казахстана и России инициируется сейчас не только "сверху", но и в большей степени "снизу", то есть самими регионами. Причем все меньше эти планы связаны с простым товарообменом.
Весьма символично, что девиз, под которым проходил V Форум, звучал так: "Инновации и высокие технологии". Основной акцент был сделан на поиске новых форм экономического сотрудничества, внедрению прорывных технологий в народно-хозяйственном комплексе регионов обеих стран.
Кроме того, по итогам переговоров были подписаны восемь документов, в том числе по вопросам строительства через территории Казахстана и России коммуникаций, которые свяжут Европу и Китай. Были достигнуты реальные договоренности в области совместного использования водных ресурсов, транспортировке углеводородов, внедрения энергосберегающих технологий и во многом другом. Поверьте, даже простое перечисление наших общих дел займет большое количество газетной площади.
РГ: Но, похоже, что уже в самом ближайшем будущем нас ждут еще более интересные проекты?
Абыкаев: Они будут качественно другими. Нам важно сформировать максимально благоприятные условия для взаимного обмена опытом и совместного бизнеса с тем, чтобы максимально быстро перейти к созданию, а затем и совершенствованию единого инновационного пространства, реализации "прорывных" проектов. Мы должны сформировать общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Хотя жизнь всегда ставит немало вопросов и даже проблем. Но есть уверенность, что все они будут обязательно решены, как это всегда было в казахстанско-российских отношениях.