Среди выпускников детских домов и интернатов лишь 2 процента поступают в вуз, а 85-92 процента детдомовцев и вовсе не способны к обучению по общеобразовательной программе. Это не потому, что большинство их них нездоровы или "запрограммированы" на алкоголизм и преступность: часто они даже не представляют, откуда берутся знания. Для того чтобы помочь одиноким детям получить образование и лучше узнать мир, ожидающий их за казенными стенами, благотворительный фонд содействия развитию человека в обществе "Благое дело" реализует проект разработки и открытия развивающих библиотек в детских домах.
Можно ли представить себе современного молодого человека, который, справив совершеннолетие, по слогам разбирает тексты для шестого класса, боится один заходить в книжный магазин или библиотеку и не знает, что такое словарь? Кажется, что это невозможно. Однако для работников фондов, помогающих сиротам и бывшим детдомовцам, такой портрет совершенно реален.
- К нам приходят выпускники коррекционных интернатов, которые хотят получить хотя бы аттестат об окончании средней школы, - рассказывает Евгения Кац, работник благотворительного фонда "Большая перемена". - Они, конечно, знают буквы, кто-то лучше, кто-то хуже, что-то могут прочитать. Но получать из текста знания они, как правило, не умеют, не знают, что делать, если попадается непонятное слово.
В рамках проекта фонд "Благое дело" организовал "круглый стол" для работников детских домов, библиотекарей и журналистов.
Марина Кантова работает психологом в детском доме, в ее собственной семье растет девочка, преданная когда-то родными родителями: "Я ее взяла из коррекционного интерната. Ей было шесть, а воспитатель с ней только-только начала картинки разбирать, где корова, где птица, где кошка.
Сначала с ней дети во дворе даже играть не хотели, настолько она отставала в развитии, а сегодня она у меня пятиклассница, учится в гимназическом классе обычной школы - в четверти всего одна "четверка".
И психологи, и воспитатели в один голос уверяют, что, оказавшись в семье, детдомовцы очень быстро догоняют своих сверстников, раскрывают свои способности.
Однако новых родителей обретают не все, остальным возможность развиваться и узнавать новое может подарить хорошая библиотека.
- Сложнее всего сделать так, чтобы дети захотели читать, ведь даже в семьях ребята сегодня все реже проводят свободное время с книжкой, - говорит сотрудник фонда "Благое дело" Анна Малыгина. - Что уж говорить о тех, кто и без того обижен на взрослый мир.
У библиотеки детского дома есть только один способ стать желанной для его обитателей - хороший библиотекарь. Дети, лишенные родителей, не потянутся к книгам, но потянутся к человеку, который откроет им мир на печатной странице.
- Если мы действительно хотим, чтобы дети читали, их должна окружать любовь к книгам, - считает Оксана Кабачик, сотрудник Российской государственной детской библиотеки. - Ребенок тянется к книге, если видит, как читают мама и папа, а в детском доме пусть читают воспитатели, охранники, уборщицы.
И все же библиотекарю в детском доме недостаточно лишь знаний и энтузиазма, он должен быть готов противостоять боли и тяжести, которые принесет с собой каждый маленький читатель.
Поэтому в большинстве интернатов должность библиотекаря занимают воспитатели. Руководитель научно-методического отделения библиотеки имени Ушинского Евгения Зуева считает, что заведовать библиотекой все же должен профессионал: "В детском доме очень важно, что именно предлагать для чтения. Например, дети без семьи, лишенные опоры в жизни, легко могут поддаться влиянию сект, значит, им нужно сразу объяснить, в чем суть религиозных учений, собрать в фонде библиотеки хорошие духовные книги".