На фоне жесточайшего внутриполитического кризиса официальный Киев "не забывает" осложнить и отношения с Москвой. Национальный совет по телерадиовещанию Украины (НСТР) обязал кабельных операторов прекратить ретрансляцию телеканалов, не адаптированных к законодательству Украины и не соответствующих стандартам Европейской конвенции о трансграничном телевидении.
Реализация решения НСТР означает, что уже с 1 ноября распространение русских телерадиопрограмм на Украине будет прекращено. И это при том, что действующее межправительственное соглашение о сотрудничестве в области телевидения и радиовещания от 23 октября 2000 года никто не отменял.
Естественно, что российская сторона не могла не отреагировать на такой шаг. Еще 9 октября, сразу после обнародования решения НСТР, МИД России заявил, что фактический запрет на вещание российских каналов на Украине может негативно повлиять на российско-украинские отношения. Но если МИД, как и положено дипломатическому ведомству, был довольно деликатен в своих формулировках, то министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев в конце прошлой недели выступил с довольно жестким заявлением. "Мы полагаем, что за упомянутыми заявлениями Национального совета скрыты попытка втянуть и российских вещателей, и украинских операторов кабельного телевидения в политический конфликт, стремление политизировать процесс, придать ему остроту, которая никак не способствует успешному развитию гуманитарного и информационного обмена между нашими народами".
Министр призвал не давить на украинских операторов кабельного телевидения: "Мы предлагаем прекратить политизировать и искусственно обострять вопрос вещания русскоязычного телевидения и радио на Украине, прекратить шантаж честных кабельных операторов, отказаться от всяких попыток силовым образом вмешаться в вопрос распространения программ и сесть за стол переговоров". Щеголев особо подчеркнул, что телерадиовещатели - не политики и выполняют исключительно гуманитарную функцию просвещения и информирования людей. "Кто против этого - враг собственного народа", - уверен Щеголев. По его словам, никаких официальных претензий со стороны украинского регулирующего органа в адрес ни российских вещателей, ни сотен кабельных операторов и провайдеров Украины не поступало. Такая политика НСТР не дает возможности всем заинтересованным сторонам уладить проблему в правовом поле. Министр подчеркнул, что "всякие попытки ограничить права десятков миллионов людей на получение информации на том языке и в той форме, что их устраивает, противоречат и духу, и букве международного права и, что особенно нас изумляет, положениям конституции самой Украины".
Для выхода же из спорной ситуации, по мнению Щеголева, необходимо только одно - "прекратить дискриминацию российских телеканалов. Мы прекрасно знаем, что Би-би-си, Си-эн-эн, а также Евроньюс, вещающий, кстати, и по-русски, не сталкиваются ни с какими ограничениями. Эта нечестность украинских регуляторов вещания просто бросается в глаза".
Минкомсвязь предлагает украинской стороне "просто-напросто выполнять соглашение между правительством РФ и кабинетом министров Украины о сотрудничестве в области телевидения и радиовещания от 23 октября 2000 года, которое до сих пор действует между нашими странами". Первая статья соглашения гласит: "Стороны развивают сотрудничество по созданию благоприятных правовых организационных и экономических условий для обеспечения трансляции и распространения программ российских телерадиовещательных организаций на территории Украины, программ украинских телерадиовещательных организаций на территории РФ в целях удовлетворения культурно-информационных потребностей граждан и дальнейшего укрепления традиционных связей между двумя странами".