28.10.2008 04:20
Экономика

Fitch: Непоследовательная макроэкономическая политика может стать для России "ахиллесовой пятой"

Отток капитала из России и долговые платежи банков и компаний обеспокоили рейтинговые агентства
Текст:  Татьяна Афанасьева
Российская Бизнес-газета - : №0 (677)
Читать на сайте RG.RU

В специальном отчете агентство Fitch Ratings заявило, что, несмотря на сильные показатели бюджета и ликвидности у РФ, воздействие глобального финансового кризиса и резкого падения цен на нефть выдвигает на первый план давние факторы обеспокоенности агентства по поводу сравнительно слабой банковской системы РФ. Что проявляется в зависимости от сырьевого сектора и тяжелого графика выплат по внешней задолженности частного сектора. Эти моменты выявляют факторы уязвимости в фундаментальных экономических показателях и индикаторах кредитоспособности страны.

\"Тенденции в сфере внешнего рефинансирования и цен на нефть, а также принимаемые государством меры поддержки частного сектора окажут негативное влияние на государственный баланс. Тем не менее в настоящее время Fitch ожидает, что такое ухудшение будет временным и будет соответствовать текущим уровням суверенных рейтингов России (BBB+)\", - отмечает глава аналитической группы Fitch по суверенным рейтингам в странах Европы с развивающейся экономикой Эдвард Паркер.

Суверенный рейтинг России поддерживается исключительно сильными позициями госбаланса, особенно в плане \"подушки безопасности\" в форме золотовалютных резервов в размере 531 миллиарда долларов, что позволяет России выйти на третье место по этому показателю. А заодно дает возможность властям проводить политику предоставления долларовой ликвидности и финансирования российскому корпоративному и банковскому секторам без ущерба для суверенной кредитоспособности.

Второй негативный внешний шок, с которым сталкивается Россия, - это недавнее резкое падение цен на сырьевые товары. Что в сочетании с сокращением притока иностранного капитала приведет к снижению темпов экономического роста и давлению на кредитоспособность российских банков и компаний. \"Проведение непоследовательной макроэкономической политики может стать ахиллесовой пятой России\", - отмечает Паркер. Но это случится, если власти будут пытаться поддержать экономический рост за счет ослабления налогово-бюджетной и особенно кредитно-денежной политики, одновременно предпринимая шаги по поддержанию курса рубля. Что одновременно приведет к стимулированию и финансированию бегства капитала, которое, в свою очередь, может оказать негативное влияние на фундаментальные экономические показатели и индикаторы кредитоспособности страны.

Сильные позиции платеже способности и ликвидности России означают относительно хорошее положение страны, чтобы справиться с шоками, обусловленными глобальным кредитным кризисом. При уровне общего государственного долга всего 8,5 процента ВВП, объеме средств фондов национального благосостояния в 190 миллиардов долларов и золотовалютных резервах Центрального банка РФ на уровне 531 миллиарда долларов, или 341 миллиард без учета средств фондов национального благосостояния.

Однако в отличие от государства, отмечают в агентстве, российский частный сектор в последние годы привлекал значительные заимствования на международных рынках капитала для финансирования масштабных программ расширения деятельности на внутреннем рынке и за рубежом. В сочетании с давно существующими слабыми местами в банковском секторе, а также с обеспокоенностью инвесторов в плане отношений с другими странами и качества корпоративного управления, российские финансовые рынки оказываются особенно уязвимыми перед лицом глобального финансового кризиса и связанного с этим бегства инвесторов от рисков.

По оценкам Fitch, в следующем году российским банкам и компаниям предстоят среднесрочные и долгосрочные выплаты по обязательствам в размере около 80 миллиардов долларов. По оценкам ЦБ РФ, общие выплаты по иностранной задолженности в последнем квартале этого года составят около 40 миллиардов долларов. Рефинансирование этой задолженности на международных рынках капитала будет сложной задачей, и Fitch ожидает стабильного снижения золотовалютных резервов по мере продолжения предоставления им долларовой ликвидности. Fitch прогнозирует сокращение совокупных золотовалютных резервов приблизительно до 440 миллиардов долларов к концу 2009 года в сравнении с пиковым уровнем почти 600 миллиардов в июле 2008 года.

Правительство и ЦБ РФ уже осуществляют значительные антикризисные меры или объявили о проведении таких шагов. Fitch ожидает, что различные меры поддержки позволят стабилизировать банковскую систему и финансовые рынки страны, хотя кредитоспособность банковского и корпоративного секторов, вероятно, ухудшится с учетом снижения темпов экономического роста и сокращения возможностей по привлечению фондирования. Согласно прогнозам Fitch, в 2009 году рост ВВП замедлится приблизительно до 4 процентов по сравнению с 7,3 процента в текущем году.

Снижение цен на нефть приблизительно до 70 долларов за баррель относительно пикового уровня в 147 долларов представляет собой второе негативное потрясение для платежного баланса. Тем не менее, по оценкам Fitch, сбалансированность счета текущих операций будет обеспечена при цене на нефть Urals около 63 долларов за баррель в 2009 году, а сбалансированность бюджета - при цене приблизительно 65 долларов за баррель. В то же время волатильность и недавнее падение цен на сырьевые товары, в особенности на энергоносители, подчеркивают необходимость поддержания значительных золотовалютных резервов и бюджетных резервных фондов с учетом уязвимости платежного баланса и бюджета к более низким ценам на нефть и газ.

Fitch отмечает, что оказать отрицательное воздействие на фундаментальные показатели кредитоспособности России и, возможно, привести к негативным рейтинговым действиям способны такие факторы, как дальнейшее заметное снижение цен на нефть, крупный чистый отток капитала и оказание поддер жки частному сектору, а также неверные шаги в рамках макроэкономической политики, такие как сочетание существенного увеличения бюджетных расходов и инфляционной кредитно-денежной политики при осуществлении интервенций для поддер жания валютного курса.

Макроэкономика Рейтинговое агентство Fitch