В ближайшее время у граждан и предпринимателей может появиться реальная возможность контролировать, какие законы и нормативно-правовые акты разрабатывают и принимают наши депутаты и ведомства. Правительством уже подготовлен проект постановления о правилах проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов федеральных органов власти. Об этом сообщил первый заместитель министра юстиции Александр Савенков.
Специальная методика проведения экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в целях выявления положений, создающих предпосылки для коррупционных проявлений, была разработана минэкономразвития и Центром стратегических разработок (ЦСР) при поддержке Комиссии Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции и министерства юстиции.
Основная ее задача - еще на стадии разработки нормативных правовых актов устранить нормы, создающие риск возникновения коррупции. Потому что, как правило, значительная часть коррупционных деяний становится возможной благодаря дефектам российских законов и подзаконных нормативных правовых актов. Большинство дефектов, считают эксперты, появляется в законодательстве по недосмотру. Другие, встраиваются в него с заранее определенными коррупционными целями. Внедрение антикоррупционной экспертизы, по мнению разработчиков, не позволит принимать законы и постановления, которые могли бы допустить двоякое толкование правовых норм.
Механизм антикоррупционной экспертизы предполагает обязательный первичный анализ документа, который проводится его разработчиком, затем внутреннюю антикоррупционную экспертизу, входящую в функции различных правовых управлений и отделов, далее идет независимая внешняя экспертиза, которую могут проводить любые заинтересованные лица, объединения граждан и предпринимателей, и наконец завершает процесс минюст.
Другими словами, получается, прочитав любой законопроект, граждане, воспользовавшись данной методикой, могут сами проверить его на коррупционность. А обязанность по проведению "зачистки" всех нормативно-правовых актов от "коррупционной составляющей" ляжет на плечи минюста.
Новая методика предполагает выявление типичных коррупционных факторов и их устранение. Как это работает. Среди множества дефектов норм, снижающих качество законов и подзаконных нормативных актов, выделены те, которые содержат коррупционные риски. В свою очередь, на основе широкой экспертной оценки из числа этих коррупционных факторов были выделены типичные, то есть те, которые встречаются наиболее часто и в любом случае создают предпосылки к коррупции. В частности, среди основных коррупционных факторов названы: широта дискреционных полномочий, это когда нормы могут предоставлять чиновнику слишком широкие полномочия; компетенции госорганов по формуле "вправе" (если она воспринимается как возможность, а не как обязанность); завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации его прав; наличие пробела в регулировании; отсутствие конкурсных процедур; отсутствие ответственности государственного служащего за правонарушение; отсутствие контроля, в том числе и общественного, за госорганами; чрезмерная свобода ведомственного нормотворчества и так далее. Всего таких типовых факторов установлено 22. Методика дает их описание и позволяет обнаружить их с высокой степенью достоверности любому лицу, участвующему в законотворческой деятельности.
Так что гражданам и предпринимателям достаточно будет посмотреть, содержит ли новый законопроект или подзаконный акт хотя бы один из 22 типовых факторов. А чтобы у первых и вторых была возможность провести независимую экспертизу, проекты документов обяжут публиковать в Интернете.
Конечно, как отмечают авторы методики, коррупциогенность нормы не означает, что она непременно будет использована в целях коррупции. Но в доказательстве этого нет необходимости. Потому что коррупционные факторы должны быть устранены из законодательства не потому, что они в каждом случае уже используются в коррупционных целях, а потому, что они могут быть использованы в этих целях.
Это означает также, что коррупциогенная норма должна быть устранена или скорректирована так, чтобы она не создавала "правовые" предпосылки коррупции - не содержала коррупционных факторов или по крайней мере типичных коррупционных факторов, отмечают разработчики методики.