28.10.2008 04:00
Экономика

Российский гостиничный бизнес надо развивать за пределами Петербурга и Москвы - эксперт

Потенциал российского гостиничного бизнеса лежит за пределами нынешних трудностей
Текст:  Юлия Васильева
Российская Бизнес-газета - : №0 (677)
Читать на сайте RG.RU

За ДЕВЯТЬ МЕСЯЦЕВ этого года объем сделок на мировом рынке гостиничных услуг, по данным экспертов компании Jones Lang LaSalle Hotels, составил 22 миллиарда долларов. Это на 71 процент меньше, чем за аналогичный период 2007 года. Мировой финансовый кризис добрался до отелей? Еще как! Именно этот сектор экономики называют одним из самых уязвимых.

Этот спад произошел на рынках всех трех регионов, но наиболее существенное падение отмечается в США - 79 процентов и в Азиатско-Тихоокеанском регионе - 60 процентов. Что же касается рынков стран Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA), падение составило 52 процента.

Однако эксперты этой же компании указывают, что регион EMEA стал самым ликвидным рынком - объем сделок здесь составил порядка 10 миллиардов долларов, тогда как на рынках стран Северной и Южной Америк и Азиатско-Тихоокеанского региона - соответственно 8,5 миллиарда и 3 миллиарда долларов.

Главный исполнительный директор в мировом масштабе (так называется его должность) Jones Lang LaSalle Hotels Артур де Хааст сообщил на конференции в Москве на минувшей неделе, что рынок гостиничных инвестиций претерпевает изменения не только в отношении объемов сделок: существенные изменения наблюдаются и в структуре потоков капитала. Активность международных инвесторов снижается, источником капитала все чаще становятся национальные и местные инвестиционные компании. Данная тенденция наблюдается на всех рынках мира, исключение составляют только страны Европы, где порядка 35 процентов сделок было совершено с привлечением международного капитала, включая инвестиции стран Ближнего Востока и США, отметил Артур де Хааст. При этом все более активно в качестве покупателей гостиничной недвижимости выступают частные инвесторы с высоким уровнем капитала и суверенные инвестиционные фонды. А вот наиболее активными продавцами сегодня являются компании - владельцы недвижимости и инвестиционные фонды.

Говоря о российском рынке, Артур де Хааст отметил, что интерес к развитию гостиничного бизнеса в нашей стране активно проявляют инвесторы из Скандинавии, Англии и Ирландии. Однако, несмотря на стабильно высокий уровень интереса к гостиничному рынку России со стороны международных и национальных компаний, инвестиционная активность в стране по-прежнему ограничена недостатком реального инвестиционного продукта. Другими словами, в целом объем инвестиций в гостиничный бизнес невелик, в основном из-за незначительного количества гостиниц на российском рынке, в которые имело бы смысл инвестировать.

В России все еще силен дисбаланс в развитии гостиничного бизнеса, пояснил Артур де Хааст. В стране с 11 географическими поясами есть только 7 гостиниц международного уровня за пределами Москвы, заметил он. В основном развитие бизнеса идет только в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому инвестиции направляются в девелопмент и строительство новых гостиниц, а не в продажи уже имеющихся гостиничных объектов.

Печальна ситуация и с инвестициями российских компаний в гостиничный сектор за рубежом. В основном это небольшие сделки в Центральной и Восточной Европе. Эксперты это связывают с тем, что выгода от вложений инвестиций в отечественный гостиничный рынок значительно выше, чем за рубежом. В то же время другие эксперты в качестве причины называют несогласованность действий бизнесменов от недвижимости и туроператоров: опыт других стран, в частности Италии, показывает, что строить за рубежом имеет смысл для "своего" туриста, а как его туда завлечь, "чисто строители" не знают.

Говоря о будущем российского рынка, Артур де Хааст отметил, что ситуация вскоре начнет меняться в пользу регионов. В частности, уже активно обсуждаются проекты развития гостиничного сервиса в Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Ростове-на-Дону. При этом он сказал, что России необходимо больше уделять внимания проблемам управления гостиницами и выстраивать более гибкую систему тарифов на номера в гостиницах. Насколько в условиях кризиса выгодны инвестиции в гостиничный бизнес России, пока сказать трудно, но в любом случае гостиничный рынок России молод и имеет огромный потенциал.

Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам, отмечают аналитики: относительно небольшие стартовые инвестиции, росший до самых последних недель спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и, соответственно, неплохой срок окупаемости затрат.

Несмотря на это, влияние индустрии гостеприимства на экономику России в настоящее время не является доминирующим и в принципе адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли. Развитие гостиничного сектора сдерживается в основном отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров.

Таким образом, западные эксперты констатируют: времена настали трудные, но сам по себе бизнес настолько хорош, что отказываться от него ни в коем случае не следует. Прислушаются ли к их советам отечественные предприниматели?

Туризм