28.10.2008 05:00
Экономика

Правительство России выделит авиакомпаниям кредит в 30 миллиардов рублей для закупки топлива

Кабинет Владимира Путина задал основные направления внешнеэкономической политики России до 2020 года
Текст:  Пьер Сидибе
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4782)
Читать на сайте RG.RU

Стратегический для государства документ, который числится под грифом "секретно", был одобрен правительством за закрытыми дверями.

Неудивительно, что Владимир Путин ограничился лишь концептуальными высказываниями - премьерские слова, впрочем, давали представление о том, что ожидает Россию в ближайшие десятилетия. Согласно стратегии сырьевая составляющая должна уменьшиться в структуре отечественной экономики, машиностроительная же продукция, наоборот, увеличит свой удельный вес с нынешних 6 до 14 процентов. Государство, как подчеркнул Путин, намерено создать многостороннюю систему поддержки экспорта, особенно это коснется конкурентных отраслей: космическая и атомная промышленность, авиа- и судостроение. Вспомнили на Краснопресненской набережной и о временах столетней давности, когда наша страна кормила хлебом европейцев. "Россия способна стать крупнейшим мировым экспортером сельхозпродукции, внести существенный вклад в обеспечение глобальной продовольственной безопасности, - заявил глава правительства. - Мы знаем: сто миллионов тонн зерна в этом году селяне дали - замечательный результат и увеличение экспортного потенциала".

По словам Путина, необходимо продолжить "детальную настройку" таможенных тарифов, имея в виду расширение переработки сырья на российской территории, стимулирование экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости. "С другой стороны, таможенные тарифы не должны сдерживать техническое перевооружение нашей отрасли: здесь соответствующее регулирование мы тоже проводим, и, считаю, весьма успешно", - подчеркнул премьер.

Владимир Путин не мог не напомнить о том, что за последние восемь лет объемы российской внешней торговли выросли в 2,2 раза и достигли 579 миллиардов долларов.

В России реализованы сотни инвестпроектов в автомобилестроении, пищевой промышленности, производстве стройматериалов, а экспорт продукции отечественного машиностроения по сравнению с 2000 годом вырос более чем в два раза.

Очевидно, что внешняя экономика не способна к развитию, если не создать для нее подобающую инфраструктуру. И в этом аспекте, уверен премьер, тоже проделана колоссальная работа. Так, увеличиваются мощности морских портов, открываются новые маршруты транспортировки российских углеводородов, среди которых трубопроводы БТС, "Голубой поток", а целый ряд аналогичных проектов сейчас воплощаются в жизнь - ВСТО, Северо-Европейский газопровод, труба "Южный поток". Кстати, вчера правительство попутно ратифицировало соглашение между Россией, Казахстаном и Туркменистаном о строительстве Прикаспийского газопровода.

В общем, как не уставал подчеркивать Путин, "активная внешнеэкономическая политика - один из важнейших факторов долгосрочного роста экономики и эффективный инструмент для ее перехода на инновационный путь развития".

Впрочем, не у всех в правительстве хватает времени и сил настолько далеко заглядывать в будущее. Например, министру финансов Алексею Кудрину приходится тратить и первое, и второе на спасение страны от мирового финансового кризиса. Все это должно поспособствовать стабилизации экономики и устранить из сознания россиян ложные страхи касательно банковских вкладов. Кстати, как выяснилось на заседании правительства, уровень жизни наших граждан существенно вырос и не устает двигаться в этом же направлении. Так, за прошедшие девять месяцев реальные доходы увеличились на 7,8 процента (среднедушевой показатель составил 16 тысяч), то же произошло и с зарплатами - на 12,8 процента (средний заработок отныне 16,7 тысячи рублей). Пенсии же "скакнули" на 19 процентов, достигнув средней отметки в 4,5 тысячи рублей. Правда, как изменятся эти показатели до конца года, на заседании правительства не говорили.

Своими последними решениями по ЕСН (налог увеличили с 26 до 34 процентов) государство частично переложило ношу пенсионной системы на бизнес. Одновременно делаются попытки помочь последнему, правда, они пока не всеми замечаются. Министр экономического развития Эльвира Набиуллина пообещала выделять гранты индивидуальным предпринимателям со следующего года и с чуть меньшей уверенностью продемонстрировала готовность остановить рост кредитных ставок для малого бизнеса.

- Государство может увеличить поддержку малого и среднего бизнеса в рамках реализуемых программ в разы, - заметил на это Владимир Путин и тут же сам засомневался. - Так это?

- Да, - отреагировала Набиуллина. Кудрин утвердительно кивнул. Но это еще не все. Кабинет Владимира Путина, похоже, собирается взяться и за воздух. В самое ближайшее время правительство поручит минфину и Банку России подготовить предложения по кредитованию российских авиакомпаний на общую сумму до 30 миллиардов рублей до конца 2008 года. Об этом сообщил вице-премьер Сергей Иванов, который в минувшую субботу проводил совещание по поддержке транспортной отрасли. Другим итогом собрания стало решение наделить минтранс полномочиями контроля за финансовым положением авиакомпаний. То есть ведомство Игоря Левитина теперь вправе требовать от авиапредприятий финансовую устойчивость и будет получать их отчетность. Помимо этого перевозчикам предоставят отсрочки на 6 месяцев по уплате импортных пошлин на иностранные самолеты вместимостью более 50 и меньше 300 кресел и комплектующие для авиатехники. "Исправление тяжелой ситуации в авиаотрасли зависит от наших быстрых действий", - сказал Сергей Иванов. Он поддержал предложение минтранса, направленное на минимизацию ставок сборов и тарифов по аэропортовому и аэронавигационному обслуживанию как минимум до 1 мая 2009 года. "Это сделано, чтобы здесь у нас не росли тарифы и не было дополнительного бремени на авиакомпании в нынешней ситуации", - пояснил вице-премьер. Что же касается цен на авиатопливо - эта проблема продолжает беспокоить не только граждан, но и премьера, - решено, что производители воздушного керосина будут иметь прямой доступ к услугам топливно-заправочных комплексов и заключать годовые контракты на поставки авиатоплива. И впервые планируется установить регулирование тарифов за данные услуги - этим займется ФТС.

Авиатранспорт Госуправление Инвестиции Председатель Правительства Минтранс Минфин Центральный банк